Сибирские огни, 1984, № 5
иенного горожанина . «полуинтеллигента» Ну, а заодно Виктор Петрович по всей' интеллигенции проехался, презло и ехид но, как это он умеет. Вот против этого я и возразил. Вообще-то у нас в свое время уже был , спор на эту тему, и я пьлтался поколебать Виктора Петровича в таком отношении к многоцветной и волнистой нашей «про слойке», к коей и сам принадлежу, доказы. вал, что все-таки главный его читатель — интеллигент- 6 января 1976 г. „.Лишь сегодня, шестого, очухавшись и отпихавшись, я просмотрел рукопись с твоими пометками и сказал себе «моло дец» за*то, что догадался отправить руко пись тебе, ведь одна неточность насчет геологического ин-та в Новосибирске в случае ругани этой вещи (а она, я думаю, не.минет), была бы этаким курьезом Й все остальное мне очень поможет и при- годится, хотя бы сведения насчет Графи тового поселка,на Курейке или уточнения географические и геологические. «Сон» я вероятно, сильно сокращу, и тогда «пунк’ тик» мой несколько уменьшится. «Пунк тик» этот. Женя, в мужике что заноза. Я ведь знаю о нем, а вот не могу сладить и все тут, хочу я побить морду интел лигенции, особенно по отдельности к на- стояшей-то внтеллигенции мужик’ всегда был почтителен и, главное, умел ее точно угадывать, а я какой интеллигент. Женя?! С прибавками «народный», «природный» это уже собирательное что-то, как совре менный дом, .он вроде бы. и дом, и живут в нем, а в то же время конструкция и ника кой не дом, похожий ликом на хозяина, хрустящий, кряхтящий, задумчивый к ста рости, весь из дышащего дерева... Спасибо тебе. Женя, за прочтение-то! Может, ты и привычен, а мне такую тол стую рукопись месяц читать. Накопилось вон полный их подоконник. Я тут еще с театром связался и много всяких других обязательств на себя навешал. Ну дурак, так что поделаешь! И мямля! Не умею от казывать. Был бы бабой, так всего бы ис пилили, одни опилки бы остались... За поздравления тоже спасибо! Гогу переведу в Томск. Ярлыки сыму с него. Все еще сделать не поздно, особен но для книги... Мне часто приходилось слышать или чи тать об отдельных произведениях, что вот-де появление их стало событием в литературной жизни, имя писателя у всех на устах и так далее. Вполне может быть, за всем не уследишь. Но вот что «Царь, рыба» приковала к себе всеобщее внима ние — это я могу свидетельствовать. Ус пех ее был ошеломляющ. До нее Виктор Астафьев был известный писатель, после нее стал знаменитым. Его гнев, его печаль, его любовь нашли созвучие в миллионах сердец, читатели отблагодарили его таким признанием, которого удостаиваются очень немногие. Счастье, когда эта заслуженная, . выстраданная слава приходит к писателю при жизни. Виктору Петровичу она не .вскруж.ила .голову, не добавила заносчи вости или чванства простецкой его на туре. Он выше этого, устойчивей. Из вестность и слава — награда Астафьеву за подвижнический изнуряющий труд. Знать, что тебя почитают и поддерживают сооте чественники, что тебе дано владеть их умами,— есть ли награда выше этой? Вспоминаю сейчас основные публикации Виктора Петровича за последние десять лет. «Ода русскому огороду», «Царь-рыба», заключительные главы «Последнего покло. на»... Какой мощный творческий взлет, ка кое высокое парение! Каждое из этих про изведений по отдельности может увеко вечить имя писателя, даже если бы он не создал более ничего ни до, ни после. Ког да же они идут подряд, эти произведения, одно за другим, следует уже говорить об уровне мастерства, о ярком расцвете само бытного таланта, набравшего полную силу. Как отдохновение от крупных вещей — «Затеей». Миниатюры, этюды, зарисовки. Та золотая пыль в мастерской ювелира, из которой он выковывает свою золотую ро зу. Малые по форме, но очень емкие *и зна чительные по мысли. Сочувственные, на смешливые, язвительные, иногда горькие... Те же чувства движут пером писателя, за что бы он ни брался, те же самые чувства!_ Влияние^ Астафьева на современный ли тературный процесс трудно переоценить, так же как трудно перечислить теперь его эпигонов — тот по «Последнему поклону» равняется и сочиняет свой вклад в обшир нейшую литературу о военном детстве, то му не дает покоя сумма идей, заключенных в «Царь-рыбе», тщатся, тщатся, но дотя нуться до Астафьева ни одному пока не удается. То же самое со стилем. Как редак- , тор могу привести много примеров тому, | как подражают Виктору Петровичу моло- ; дые авторы — в открытую, явственно, за- » имствуя его излюбленные словечки, спо собы построения фразы, тональность. Да что молодые, тут сам иной раз ловишь се бя на откровенно астафьевской инто нации... Между моим поколение.м и поколением Астафьева временной разрыв невелик — всего какие-то десять-пятнадцать лет, и чем старше м ы ' становимся, тем разрыв этот словно бы сокращается, уменьшает ся. Вот и мы уже входим в пору пятиде сятилетия, вот и нам, как и Виктору Пет ровичу в свое время, иногда кажется, что жизнь только начинается, а она, оказыва ется, уже проходит, дни, как окна проно сящегося поезда, мелькают все быстрей и быстрей, сколько там осталось еще, вон, глядишь, и последний вагон подкатывает! болтаясь в хвосте и полязь'ивая колесами на стыках... Много ли — десять лет? Миг вечности, если соотнести их с историей. Целая яшзнь, если вспомц^ть. что деся тилетие это вместило воййу. Старше на' целую войну! Старше на умные человечные книги, на степень таланта и меру высокой ответ ственности за все то, что выходит из-под пера. Рядом с Астафьевым стыдно плохо писать, баловаться сочинительством, ибо он всей своей работой явил нам пример совестливого отношения к творчеству. «В который-то раз,— пишет он в книге «Посох памяти»,— приходится повторять вслед за взыскательными писателями на
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2