Сибирские огни, 1984, № 5
Астрахань., Овдовел, бродяга, снова, на деюсь, в последний раз — ещё одна тер пеливая и многострадальная русская ба ба с облегчением закрыла глаза, остав ляя моего папу одного на этом бурном свете! Вот везло человеку, гуляка, бабник, хлюпкий здоровьем, болтушок, ну из вет реных наиветреннейший, а бабы ему все попадали, как ломовые лошади, и тащили его, непутевого, на шее и спине!.. Теперь совсем он беспомощный, слепнет, надо брать к себе, остальные дети, от мачехи, и слышать о нем не хотят. Лето у нас всякое стоит, главное, все растет хорошо, и главное, мне пока ра ботается, хотя и трудно... экземпляр. Будто обычная самотечная ру копись легла на мой редакторский, стол; И письмо. 10. И . 75. Нет, никто еще не читал «Царь-ры бу», кроме отдельных глав, и читать не мог, я все мучаюсь с нею. И до того ус тал, уделался, что и бросить рад бы, да авансы не позволяют. Это мне наука — не писать длинные вещи да еще из от дельных глав-рассказов, так и с ума сойти можно. Делаю последний заход... Все лето я пробыл здесь, в деревне, за столом, лишь в октябре, обалдев до бес предельности, ходил. через' день •с ружьем в лес и пострелял... но сейчас настал ко роткий день, и мерзкая погода и все те деревенские прелести, которые так милы сердцу отпускника, начинают оборачи ваться своей обыденной и отнюдь не при. влекательной стороной — тоска, глушь, темь, жизнь по углам, во избам угарным, жарким, возня оо скотом, она очень не простая, крестьянская жизнь, в ней всег да было много работы, дней много оди наковых, и к этой жизни простой и за полненной великими трудами и хлопотами о хлебе насущнбм нужна привычка, и по нимание ее, проникновение в ее сущность делает человека; особенно пишущего, тер пеливей к .чюдям, упорней в работе, по могает не обращать внимание на мело чи и суету, словом, пособляет быть серь езней, ибо весьма и весьма серьезна сама крестьянская жизнь... Я давно пережил младенческое лит. честолюбие, надсадная работа все постороннее отмела, съела, от равила, ничего кроме усталости и раздра жения в душе уж не осталось, сожалею, еще раз сожалею, что не пошел по «дет ской линии» в литературе, писал бы в свое удовольствие, а не в надсаду. Отчрго мне перестал писать Коля Во локитин? Он что, в обиде на меня за что- то? Много обиженных стало, мне бы хоть на кого обидеться, может, легче б на ду ше и в работе стало. И я, правда, почти никому не пишу, даже с праздником не мог поздравить — нет сил, старею, из носился.» Во второй половине декабря я получил наконец объемистую бандероль. Обыч ную, даже, кажется, «не ценную»; обыч ная оберточная бумага прятала под собой самую обычную канцелярскую пап ку белого цвета с тесемочками. Раскры ваю — «Виктор Астафь'ев. Цшь-рыба. По вествование в рассказах». Объшные маши нописные страницы, второй или третий 10. 12. 75. Дорогой Женя! Ну вот и закончил, кажись, я «Царь-ры бу», лишь сегодня, 10-Го декабря, «под- I бил бабки» и науки — не писать «толстые» вещи, да еще невыношенные, которые т. е. не знаешь «наизусть»,— теперь мне на долго хватит. Дурь дурью вышибается! Что мне от тебя нужно? Уточнения всякого рода, по географии, по геологии и т. д» но ты будешь одним из первых читателей этой вещи, а ты ведь не просто писатель, но и редактор, и про фессия есть профессия, чего по ходу об наружишь — критикуй. Я профессиональ но отношусь к своей работе и стою, зна чит, выше всяких капризулек и обид, стало быть, замечания твои мне просто могут пригодиться и помочь, ведь никакой еще редакторской... работы над руко писью не было. «Сон о белых горах» смот ри особо придирчиво, он всего лишь после двух заходов тут, пусть и тщательных, тогда как все остальные деланы по 5—6 раз. Ну и любопытно мне твое мнение во обще, а о главе, которой ты был свидете лем, в частности... Очень устал. Одно желание ничего Не писать. Не видеть никаких букв, наладить сон и расслабиться мускулом. ' Кланяюсь! С Новым годом тебя и все твое семейство. Твой Виктор Петрович Редкая выпала мне удача — читать «Царь-рыбу» в рукописи, до редактуры, без всяких сокращений и изменений, то есть в том виде, в каком она писалась. В таком виде она и врезалась мне в па мять. А потом уже, читая журнальную публикацию, листая книгу, я только по хмыкивал про себя'— ладно, что так, мог ли ведь и пожёстче обойтись... Рукопись я прочитал дважды. Первый раз — залпом, на одном дыхании, второй раз уже внимательней, приглядываясь и примеряясь, что на мой вкус не так, к че му бы «прицепиться», редактор все же. Но 1 Iпришлось сознаться самому себе, что этот автор мне не по зубам. Нес.мотря на слож ные многоступенчатые фразы, долгие перио ды, обилие областных Словечек, каких и у Даля не всегда сыщешь, придраться было в смысле стилистики не к чему. А краски, детали, словесная живопись — нет, это бы ла Проза с большой буквы! Я уж не го ворю о мощном ее гражданском заряде, о «печали и гневе», которые водили рукой автора и принесли ее создателю Государ ственную премию СССР, а затем и все европейскую известность... И все же, не считая мелочей, одно су щественное замечание у меня было. Ка салось оно образа супермена Гоги Герце- ва — единственного во всей книге резко отрицательного героя, к которому и автор, чувствовалось, испытывал устоявшуюся не. п|жязаь и брезрение. Улавливались в этом , подонке многие черты и, черточки совре-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2