Сибирские огни, 1984, № 5
«Гражданский человек» Виктор Астафьев писал во время ночного дежурства на за воде (не выдержав из-за ранений тяжело го физического труда, временно устроился на «легкую» должность вахтера), писал на пронумерованных страницах казенного журнала записей. Рассказ, разумеется, был о войне. Показательна история его созда ния. После демобилизации из армии, осе нью 1945 года, Астафьев, живя в ураль ском городке Чусовом, посещал там лите ратурный кружок при местной газете. Однажды на , заседании кружка сотрудник редакции, бывший фронтовик, прочитал свой рассказ, который глубоко возмутил Виктора Петровича. Герой этого рассказа летчик, без труда, словйо ворэн из бердан ки, сбивал вражеские самолеты. Война в таком изображении, выглядела серией лег ких победоносных приключений. Иное впечатление, иное понимание собы тий вынес с поля боя фронтовик Виктор Астафьев. Его «Гражданский человек» вос создает ратный подвиг однополчанина ьМатвея Савинцева; надежная дружба сое диняла молодого бойца с пожилым связи стом, в прошлом колхозником из' алтай ской деревни Шумихи. Кстати, автор сохранил в своем произведении подлинное имя героя и много лет спустя получил бла годарное письмо от его дочери. «Граждан ский человек» положил начало работе сегодняшнего большого мастера, этот пер вый опыт ценен прежде всего стремлением к реалистическому изображению человека на войне. Но это далось автору не просто. Друг В. Астафьева солдат Матвей Савин- цев погиб в бою. Однако тогдашним ре дакторам . смерть . литературного героя ка залась крайним проявлением пессимизма, от которого они и постарались уберечь начинающего художника. И получилось: в «Гражданском человеке» Мотя Савинцев попадает в госпиталь, куда, конечно, не запаздывает награда за храбрость, В новой редакции этот рассказ озаглав лен «Сибиряк». Писатель восстановил дра матический финал повествования. Понятно, суть не в том, чтобы военный рассказ за канчивался непременно смертью героя, и даже не в том, к чему стремился молодой автор: «чтобы все было, как было». Но в данном случае смерть солдата придала рассказу глубину и силу, подчеркнула же стокость войны, ее трагедийный характер. За достоверной, врезающейся в память- картиной гибади рядового Матвея Савин цева следует эпнчески-масштабная фраза: «Земля, пахнущая драмом и хлебом, приня ла его с тихим вздохом». Как уже отмечалось, этот небольшой рассказ сыграл заметную роль в становле нии писателя. Тема минувшей войны будет одной из ведущих в его творчестве. А взгляд на окопную действительность в «Сибиряке» пол>>чил в его книгах дальней шее развитие, обогащенное ■ новыми раз мышлениями, новыми витками аналитиче ского исследования событий. Примечательно, что такое чуждое идеа лизации постижение в.ойны уже с первых ее месяцев утвердилось в произведениях крупнейших ■ мастеров — М. Шолохова, А. Толстого, Л. Леонова, в книгах писате- лей-фронтовиков — К. Симонова, А. Бека, Б. Горбатова, Э. Казакевича... Однако в конце 40-х — начале 50-х годов (именно. когда начал В. Астафьев) возобладали «теории» бесконфликтности и «идеального героя, воцарилась в ряде «признанных» произведений ложная монументальность и парадность. И высоким поступком молодо го Астафьева, писателя «из глубины Рос сии», оказалось его стремление пойти на перекор литературному поветрию, трудной дорогой обнаженной правды, почувство вать то, о чем он категорично и страстно сказ(ал позднее: «...врать о войне, как, впрочем, и плохо писать о страданиях на рода,— стыдно». В астафьевской концепции войны на первый план везде и всюду выходит фигу ра русского солдата. Она присутствует в его известных повестях «Звездопад». и «Пастух и пастушка», она в центре боль шинства его военных рассказов, созданных в разные годы. Действие этих рассказов происходит и на фронте, и в тылу, а неко торых — и в мирное время, подчас в на ши дни, запечатляя влияние войны на ха рактеры и судьбы людские, память народ ную о невиданной битве ради жизни на земле. «Мне явственно представилось, как бре дут по непролазной грязи • мои окопные друзья. Винтовки, а у кого и «пэтээры» на плечах, на поясах подсумки, мятые ко телки, лопатки и прочая благодать, а под по ясами, как всегда в дрянную погоду, пусто. Идут они и не знают: поедят сегодня или нет, высушатся или мокрые лягут спать, да и придется ли поспать, доведется ли дожить до погожего дня? Уцелеть в такую войну — му1ьреное дело! Ох, мудреное!» , Но не думает о себе этот безымянный боец — герой астафьевского рассказа «Солдат и мать», бредет он по выжженной прифронтовой деревне, и праведный гнев закипает, и рвется в бак — отомстить, победителем вернуться, пройдя «сквозь во енные страсти». Тяготы войны, ее изнурительную рабо ту, будни привыкших к лишениям трудяг- окопников, кровавые бои все это В. Астафьев нарисовал с подлинностью, болью, достоверностью, с непридуманными деталями. И тем незабываемы его военные рассказы: «Индия», «Поросли окопы тра вой», «Передышка», «Старая лошадь», «Горсть спелых вишен»... А в одном из лучших рассказов этого цикла — «Сашка Лебедев» — с мучитель ной жалостью передаются страдания ра неных солдат, попавших с передовой на эвакопункт, а затем в госпиталь. Каким нечеловеческим многотерпением преодоле ваются огненные версты,, какими жертва ми! Но воссоздавая обыденность войны, В. Астафьев не стал бытописателем, не ув лекся внешней, иллюстративной стороной. Недаром известный критик Александр Ма каров утверждал: «...по натуре он мора лист и поэт человечности и относится к тому роду художников, которые пишут о душе — предмете необъяснимом и как бы иллюзорном, однако всем понятном...» Тяжелая фронтовая жизнь выпадает на долю связистки Саши Краюшкиной. Сов сем молодая девушка, она успела сполна хлебнуть лиха. Погиб ее жених, убит брат, двое других братьев пропали без вести. На передовой Саше приходится не то.аько
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2