Сибирские огни, 1984, № 5
КРИТИКА ЛИТЕРЛТКРОВЕДЕНИЕ К 60-летию Виктора Астафьева Б. Юдалевич ПРИШЕЛ СОЛДАТ С ФРОНТА... У Виктора Астафьева есть рассказ чгНочь космонавта», написанный в семидесятые годы. Само его название настраивает на ультрасовременную волну, на малоизвест ные ситуации и обстановку. В определен ной мере все это присутствует в повество-' вании. Но примечательно иное. Образ кос монавта раскрывается писателем не в звездном полете, а в очень простой житей ской коллизии. Случайно космонавт при землился в сибирской тайге, и его находит местный лесник. Ночь в таежной избушке сблизила этих двух как будто совершенно различных людей. Обаяние астафьевского повествования как раз и коренится в орга ничном . родстве космонавта и лесника, возникает на основе их духовкой близости. Происходит это вовсе не потому, что и «крестьяне чувствовать умеют». И, быть может, лучшим подтверждением тому слу жит «вопросик язвенный», который задает старый таежник космонавту, своему «не бесному гостю»: «Так вот, ' как на духу ответь ты мне, Алек Митрич: скажем, сол дат, обыкновенный солдат, когда из окопу вылазил и в атаку шел... а солдат штука шибко чутливая, и другой раз он твердо, знал, что поднялся в последнюю атаку. Но совсем он нетвердо знал — схоронят ли его по обряду христианскому. И еще не знал, что с семьей его будет. О почестях, об Герое он и подавно не думал — спол- нял свое солдатское дело... Так вот скажи ты мне, Алек Митрич, только без лукавст ва, по совести скажи: кто больше герой — ты или тот бедолага-солдат?» На это кос монавт, сам сын солдата Отечественной войны, говорит: «Тут двух ответов быть не может, отец... Как не могло быть ни нас, ни нашей работы, если б не тот русский солдат». Приведенный диалог закономерен для прозы Виктора Астафьева. Все, к чему об ращается писатель, прошедший большую войну, он поверяет высокой мерой всена родного ратного подвига. Целое прколение писателей-прозаиков и поэтов, участников войны, взялись за перо, чтобы рассказать о пережитом, выстрадан ном и, главное, о своих товарищах, кото-' рых уже нет и за которых они считали се бя обязанными сказать свое слово. Это поколение составило славу нашей литера туры; Виктор Астафьев, назвав только не которых своих одногодков-писателей, ро дившихся в 1924 году,— Юрия Бондарева, Василя Быкова, Николая Старшинова, Юлию Друнину, Григория Бакланова, Юрия Гончарова, Михаила Горбунова, за мечает: «Немалый набирается строй, строй, которым можно гордиться нашему народу и всему вчерашнему воинству». Естественно, что каждый из этих писа телей входил в литературу по-своему. Но была, пожалуй, одна общая особенность. Все они рвались к заветному, но незнако мому писательскому труду через тяготы и . лишения послевоенной поры, рвались, за частую превозмогая последствия боевых ранений и контузий, наверстывая учебные программы неоконченных вузов, а порой и средних школ. Первый свой рассказ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2