Сибирские огни, 1984, № 5

мает ветки цветущих яблонь на блтсеты. Особо обращали внимание на проблемы экологического воспитания молодежи. Вообще Косяка эта проблема волновала всегда. Он убежден, что любить природу надо учить людей с детства. Если этого не сделали в семье — еще не все потеряно. Ребенок приходит в школу. Тут уже ему просто обязаны дать необходимые знания о природе, навыки общения с ней, гуман­ ного к ней отношения. А если ученик по­ падет в школьное лесничество — ему повез­ ло. Он попадет в умный, интересный мир, В ту пору, когда хозяйство только наби­ рало силы, преодолевала трудности, свя­ занные с недостатком технических средств, рабочей силы, какая-то светлая голова по­ советовала Косяку обратиться за помощью в школы. Тем более, что там искали под­ ходы к решению проблемы трудового воспитания, и связь с производством самой школе была просто необходима. Сначала это были выезды школьников на прополку лесополос. В определенный день собирали ребят, сажали их в машины, везли в поле. Под руководством наставни­ ка они обрабатывали полоски молодого леса. Чуть позже для таких бригад стали оборудовать временные базы отдыха и труда. А проще, обыкновенные палаточ­ ные городки. Ребята целый сезон жили в поле, сочетая труд физический с отды­ хом на лоне природы, отличающейся в Ку- лунде ,не пышностью, а, наоборот, просто­ той и ясностью. Всякий раз, подводя итоги проделанной школьниками работы, беседуя с учителями, директор лесхоза чувствовал внутреннюю неудовлетворенность: «Что-то мы с детьми недорабатываем, надо основательнее строить с ними отношения. Нет организо­ ванности, определенной цели, которой было бы подчинено все остальное». В 'городских школах стали создаваться лесничества, в которых теперь насчитывается 500 ребят. Созданы производственные бригады, в них работает около 200 школьников. А на бе­ регу озера Астрадым строительная брига­ да лесхоза стала .возводить здание летнего лагеря труда и отдыха для молодых дру­ зей леса. И название ему дали соответст­ вующее — «Берендей». Придумали его са­ ми ребята. Три сезона, сменяя друг друга, живут в своем лесном государстве «берендеевцы». Как и всякий трудовой коллектив, они принимают социалистические обязатель­ ства, соревнуются бригадами. Имеют и свой гимн, в котором есть такие ■слова: И добрые волшебники — леса похожи на поэтов и художников. Природа дарит людям чудеса, а мы — ее помощники. ' Сейчас в практику входит такой показа­ тель, как «конечный результат». Если его использовать для оценки работы лагеря... Как-то проезжая на своем газике по до­ роге, прилепившейся прямо к пышно раз­ росшейся полосе. Косяк заметил двоих парней. Те пробовали дотянуться до верх­ них веток дерева, намереваясь, видимо, обломать их. Николай Алексеевич остано­ вил машину. Парни, увидев директора лесхо.за , за­ улыбались, протянули руки для приветст­ вия. Конечно, в этих крепких, высоких юношах он Не мог узнать ' вчерашних школьников, несколько лет назад с огром­ ным энтузиазмом работавших на посадке вот этой лесополосы. Но ребята директора узнали, встрече обрадовалийь, напомнили, как он выступал тогда перед началом .по­ садочной кампании. — Вот хотели измерить, насколько же нас переросли саженцы. Но увы, не дотя­ нуться уже. Приехали в отпуск к родите­ лям, и так захотелось посмотреть на де­ ревца, посаженные первый раз в жизни! Косяк испытал чувство неловкости: «Надо же, как плохо подумал о людях». И в то же время радовался, что эти де­ ревья накрепко привязали ребят к род­ ному краю. Однажды его попросили выступить на пленуме райкома партии и рассказать о том, как коллектив работает с молодыми, как помогает школам в профессиональном ориентировании старшеклассников. Косяк , долго вынашивал это выступление. Собрал воедино казавшиеся ему интересными циф­ ры. В лесхозе работает 56 трактористов, 28 шоферов, 120 станочников-операторов, десятки рабочих других профессий, свя­ занных с машинами. Всех их готовили в Сорочинском профессионально-техниче­ ском училище или в школах района. У мо­ лодых есть наставники. Вспомнил рабочего Николая Харченко. Тот после школы пришел в лесхоз, здесь обучили его специальности токаря. В ар­ мию провожали парня как родного. На прощанье Николай сказал: «Вернусь обя­ зательно в свой коллектив». И вернулся. Обучает токарному делу новых выпускни­ ков с той же заинтересованностью и доб­ ротой, с какой отнеслись к нему стар­ шие товарищи. Все это он припоминал, мысленно «обка­ тывал». А на пленуме сказал: — Подготовить настоящего специали­ ста сложно. Но еще сложнее закрепить­ ся ему в трудовом коллективе. Практика показывает, что увольняются молодые лю­ ди потому, что не доверяют им настояще­ го дела, посылают на второстепенные ра­ боты, дают старую разбитую технику. Когда школьники работают у нас в хозяй­ ствах, не надо нам скупиться на добрые слова. Больше рассказывайте ребятам о том. Что они делают, для чего и что из этого в конечном результате получится. А также о том, каков конкретный вклад каждого из них в общее дело. Сегодняш­ ний . ученик — наш завтрашний работник. ...Лето 1981 года было засушливым и неурожайным. Хлеба до времени выбро­ сили колос, травы пожухли, ' деревья от недостатка влаги с середины июля стали сбрасывать листву. Тревожно крестьянину от того, что корм скоту заготавливать не из чего. В ход пошли и ветки деревьев, которые лесхоз день и ночь перерабатывал на витаминную муку. Так обычно и бы­ вает: в трудное для земледельцев время часть их забот берут на себя лесоводы. По утрам в лагере «Берендей» мастер дает школьным бригадам . разнарядку: — Старшие едут заготавливать веточный корм, младшие — на прополку в питомник

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2