Сибирские огни, 1984, № 5
Передо мной нормативный документ, ко торым официально признаются достоинст- ва и определяются важнейшие параметры всех минеральных питьевых вод страны — г о с т 13273-73. В нем учтена 101 вода, в том числе и кузбасская «Терсинка». Вот только в таблице ГОСТа, в той ее строке где перечисляются свойства ' «Терсинки»’, против графы «современное использование» находится досадный прочерк. Время, истекшее со дня утверждения этого стандарта, увы, не внесло существенных по правок в эту графу. Меньше всего в этом повинны запасы. Их достаточно,'чтобы раз вернуть на месторождении санаторий на 1000 мест. Более того, проект такой здрав ницы уже давно разработан. Это должно быть современное учреждение, которое, кроме Кузбасса, сможет частично воспол нить дефицит курортных мощностей для Ал тайского и Красноярского краев. Новоси бирской и Томской областей и даж е Тувин ской АССР — большого региона с суммар ной численностью населения свыше 12 миллионов человек. И если до настоящего времени на пло щадке будущего курорта еще даж е колыш ка не забили, то основную причину следует искать опять же в отсутствии дорог. Ведь предстоит строительство в совершенно не освоенном месте. И каждый гвоздь нужно будет везти со стороны. Сегодня гравийная дорога к месту строительства наконец про ложена. В качестве времянки она позволя ет начать строительство. Д аж е определен год начала строительства — 1984. Видимо, сложнее обстоит дело с определением года пуска. Пока ж е мои земляки преодолевают не близкий путь до Кавказских минеральных вод, подвергая себя всяческим неудобствам, издерживаясь изрядно. Это те, которым та кие вояжи разрешены. Многим ведь и вовсе заказана резкая смена климатических усло вий. И такой местный курорт для них — единственная возможность укрепить здо ровье. По данным технико-экономического обо снования, потребности в санаторном лечении такого профиля у жителей региона удовлет-. воряются сегодня примерно на 14 процен тов; Сдача санатория в Кузбассе позволила бы повысить этот показатель почти до 42 процентов. И это при общих обт>емах капи таловложений 15 миллионов рублей. Между прочим, за время, в течение кото рого ведутся разговоры о курорте, в обла сти построен флагман металлургии — Зап сиб. Если эти рассуждения не убедили в том, насколько актуальна для Кузбасса пробле ма дорог, можно привести еще несколько доводов. Ну, скажем, такой: из общей протяженности автомобильных дорог на начало 1981 года немногим более 44 про центов составляли магистрали с твердым покрытием, то есть такие, какие обеспечива ют нормальную эксплуатацию автомобиль ного транспорта в течение всего года. Не менее убедительно, на мой взгляд, и такое сравнение (в конечном счете, все по знается в сравнении!). Территория Эсто нии и Латвии, вместе взятых, немногим бо лее нашей области — разница составляет 10 тысяч квадратных километров. Между тем протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в этих республиках пре восходит нашу почти в 10 раз! По оценке Г. А. Глотова и Е. Н. Перци- ка, ни один из мировых угольно-металлур гических центров подобного масштаба не имеет столь редкой сети дорог. Сопостав ление транспортной сети Донбасса и Куз басса обнаруживает разительный контраст. Д а и по другим бассейнам страны этот по казатель значительно выше кузбасского (на 1000 кв. км территории на юге прихо дится 32,4 кв. м железных дорог, в Подмос. ковном бассейне — 41 км, в Челябинской области — 19 км, в Кузбассе — только 13 км) Между тем еще К. Марксом была от крыта зависимость между степенью раз вития производительных сил и площадью хозяйственно освоенной территории. Он пи сал, что страна сравнительно слабо населен ная, но с развитыми средствами сообщения обладает более плотным населением, чем более плотно населенная страна, у' кото рой средства сообщения не развиты. Очертания Кемеровской области на ге ографической карте напоминают человече ское сердце. Однако расхожая метафора «индустриальное сердце Сибири» — а имен но так издавна определяют Кузбасс,— от нюдь не топографической природы. В четырех основных программах освоения Сибири советского времени Кузбасс был первой. Это 'разработка кузнецких углей и создание на их базе крупнейшего в регио не промышленного комплекса сделали воз можной реализацию всех последующих про* грамм — и Ангаро-Енисейской, и Тюмен ской, и, наконец, БАМа. И хотя сегодня общественное внимание, вкупе со значительными объемами капита ловложений, привлечено к районам нового освоения на востоке страны, это отнюдь не означает, что ветерану сибирской индуст рии уготована роль рантье, стригущего ку поны со своей былой славы. Год от года становится все весомей со циальная программа, и это не может не ра довать. Тем не менее многое еще решается значительно медленнее, чем того хотелось. Это тем более досадно, что не всегда для этого требуются дополнительные капита ловложения. Подчас бывает достаточно про стой перестроГжи в умах... «Под занавес» обращусь к исходному, анатомическому смыслу вынесенной в заго ловок моих заметок метафоры. Хозяйствен ный организм сибирского исполина — очень ван4Ного звена в национальной экономи ке — работает сегодня натужно, в трудном ритме. Чтобы снять эти перегрузки, он крайне нуждается в живительном вливании свежей крови. Незамедлительно. На с11о, как говорят медики. Близкие и особенно от далённые последствия такой меры трудно переоценить. > См. г. А. г л о т о в, Е. Н . П е р Ц и к. Ьуду< щее городов К узбасса, с. 10. --
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2