Сибирские огни, 1984, № 5

Передо мной нормативный документ, ко­ торым официально признаются достоинст- ва и определяются важнейшие параметры всех минеральных питьевых вод страны — г о с т 13273-73. В нем учтена 101 вода, в том числе и кузбасская «Терсинка». Вот только в таблице ГОСТа, в той ее строке где перечисляются свойства ' «Терсинки»’, против графы «современное использование» находится досадный прочерк. Время, истекшее со дня утверждения этого стандарта, увы, не внесло существенных по­ правок в эту графу. Меньше всего в этом повинны запасы. Их достаточно,'чтобы раз­ вернуть на месторождении санаторий на 1000 мест. Более того, проект такой здрав­ ницы уже давно разработан. Это должно быть современное учреждение, которое, кроме Кузбасса, сможет частично воспол­ нить дефицит курортных мощностей для Ал­ тайского и Красноярского краев. Новоси­ бирской и Томской областей и даж е Тувин­ ской АССР — большого региона с суммар­ ной численностью населения свыше 12 миллионов человек. И если до настоящего времени на пло­ щадке будущего курорта еще даж е колыш­ ка не забили, то основную причину следует искать опять же в отсутствии дорог. Ведь предстоит строительство в совершенно не­ освоенном месте. И каждый гвоздь нужно будет везти со стороны. Сегодня гравийная дорога к месту строительства наконец про­ ложена. В качестве времянки она позволя­ ет начать строительство. Д аж е определен год начала строительства — 1984. Видимо, сложнее обстоит дело с определением года пуска. Пока ж е мои земляки преодолевают не­ близкий путь до Кавказских минеральных вод, подвергая себя всяческим неудобствам, издерживаясь изрядно. Это те, которым та­ кие вояжи разрешены. Многим ведь и вовсе заказана резкая смена климатических усло­ вий. И такой местный курорт для них — единственная возможность укрепить здо­ ровье. По данным технико-экономического обо­ снования, потребности в санаторном лечении такого профиля у жителей региона удовлет-. воряются сегодня примерно на 14 процен­ тов; Сдача санатория в Кузбассе позволила бы повысить этот показатель почти до 42 процентов. И это при общих обт>емах капи­ таловложений 15 миллионов рублей. Между прочим, за время, в течение кото­ рого ведутся разговоры о курорте, в обла­ сти построен флагман металлургии — Зап­ сиб. Если эти рассуждения не убедили в том, насколько актуальна для Кузбасса пробле­ ма дорог, можно привести еще несколько доводов. Ну, скажем, такой: из общей протяженности автомобильных дорог на начало 1981 года немногим более 44 про­ центов составляли магистрали с твердым покрытием, то есть такие, какие обеспечива­ ют нормальную эксплуатацию автомобиль­ ного транспорта в течение всего года. Не менее убедительно, на мой взгляд, и такое сравнение (в конечном счете, все по­ знается в сравнении!). Территория Эсто­ нии и Латвии, вместе взятых, немногим бо­ лее нашей области — разница составляет 10 тысяч квадратных километров. Между тем протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в этих республиках пре­ восходит нашу почти в 10 раз! По оценке Г. А. Глотова и Е. Н. Перци- ка, ни один из мировых угольно-металлур­ гических центров подобного масштаба не имеет столь редкой сети дорог. Сопостав­ ление транспортной сети Донбасса и Куз­ басса обнаруживает разительный контраст. Д а и по другим бассейнам страны этот по­ казатель значительно выше кузбасского (на 1000 кв. км территории на юге прихо­ дится 32,4 кв. м железных дорог, в Подмос. ковном бассейне — 41 км, в Челябинской области — 19 км, в Кузбассе — только 13 км) Между тем еще К. Марксом была от­ крыта зависимость между степенью раз­ вития производительных сил и площадью хозяйственно освоенной территории. Он пи­ сал, что страна сравнительно слабо населен­ ная, но с развитыми средствами сообщения обладает более плотным населением, чем более плотно населенная страна, у' кото­ рой средства сообщения не развиты. Очертания Кемеровской области на ге­ ографической карте напоминают человече­ ское сердце. Однако расхожая метафора «индустриальное сердце Сибири» — а имен­ но так издавна определяют Кузбасс,— от­ нюдь не топографической природы. В четырех основных программах освоения Сибири советского времени Кузбасс был первой. Это 'разработка кузнецких углей и создание на их базе крупнейшего в регио­ не промышленного комплекса сделали воз­ можной реализацию всех последующих про* грамм — и Ангаро-Енисейской, и Тюмен­ ской, и, наконец, БАМа. И хотя сегодня общественное внимание, вкупе со значительными объемами капита­ ловложений, привлечено к районам нового освоения на востоке страны, это отнюдь не означает, что ветерану сибирской индуст­ рии уготована роль рантье, стригущего ку­ поны со своей былой славы. Год от года становится все весомей со­ циальная программа, и это не может не ра­ довать. Тем не менее многое еще решается значительно медленнее, чем того хотелось. Это тем более досадно, что не всегда для этого требуются дополнительные капита­ ловложения. Подчас бывает достаточно про­ стой перестроГжи в умах... «Под занавес» обращусь к исходному, анатомическому смыслу вынесенной в заго­ ловок моих заметок метафоры. Хозяйствен­ ный организм сибирского исполина — очень ван4Ного звена в национальной экономи­ ке — работает сегодня натужно, в трудном ритме. Чтобы снять эти перегрузки, он крайне нуждается в живительном вливании свежей крови. Незамедлительно. На с11о, как говорят медики. Близкие и особенно от­ далённые последствия такой меры трудно переоценить. > См. г. А. г л о т о в, Е. Н . П е р Ц и к. Ьуду< щее городов К узбасса, с. 10. --

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2