Сибирские огни, 1984, № 5

Кузбасс представляется очень благодат­ ным объектом для исканий в этом плане. Имеется в виду более интенсивное и целе­ сообразное хозяйственное освоение севера и северо-востока области. Здесь ведь очень существенно то обстоятельство, что в этом районе достаточно площадок, пригодных для строительства и жилья, и промышлен­ ных предприятий. Д а и транспортное обуст­ ройство этой территории довольно благо­ приятно. Очевидно, значительны еще и резервы, что наличествуют в малых городах области ,' все еще не получивших серьезного экономи­ ческого развития. Ведь наращивая, почти безудержно, промышленный потенциал го­ родов крупных, мы обрекаем их на трудное дыхание. Сегодня и в Новокузнецке, и в Кемерове, да и в городах второго эшелона, чрезмерно гальванизировались проблемы транспорта, тепла. В темпе снежного кома увеличиваются в объеме сложности ком­ мунально-хозяйственного обустройства. Не случайно еще лет двадцать пять назад и Кемерово, и Новокузнецк попали в перечень городов, где рост промышленности пред­ полагалось ограничить. Вместе с тем уже сложившийся хозяйст­ венный потенциал области явно нуждается, точнее, уже давно заждался; в определен­ ном структурном дополнении. Это касается прежде всего так называемых обеспечива­ ющих отраслей материального производст­ ва — машиностроения, капитального строи­ тельства, инфраструктуры. С каждым годом все болезненнее сказы­ вается, к примеру, диспропорция между тем­ пами развития горнодобывающего комплек­ са области и формированием местной ма­ шиностроительной базы. Впрочем, эти про­ цессы, к сожалению, характерны для всего региона. И, отнюдь не способствуя росту эффективности национальной экономики в целом, для условий Сибири они обнаружи­ вают еще и нежелательное социальное из­ мерение. Ведь предприятия машинострое­ ния, кроме всего прочего, способствуют з а ­ креплению трудовых ресурсов. А между тем из Сибири, в том числе и из Кемеровской области, в . районы с более благоприятным балансом труда вывозится очень много изделий машиностроения. И в то же время почти 4/5 потребности покры­ вается за счер ввоза со стороны. Осмыслим такую информацию; затраты только на ввоз горного оборудования в регион — а Кузбасс является одним из крупнейших его потребителей — по неко­ торым оценкам определяются в 20—25 млн. руб. в год. Если к тому же держать в уме и плохое использование грузоподъемности вагонов при перевозке крупногабаритного горного оборудования, то общие издержки от такого нерачительного использования транспортного конвейера, работающего с хроническим перенапряжением, станут еще более осязаемы. Напомним, что всего 14 процентов вы­ пуска подотрасли «горное машиностроение» сосредоточено в Сибири. Д а и то по неко­ торым изделиям около 100 процентов вы­ возится за Урал. Если говорить об угольной промышленности Кузбасса, то лишь незна­ чительная номенклатура- горнотранспортно- ’ го оборудования для шахт выпускается на месте. Заводы угольного машиностроения никак не Отнесешь к флагманам отрасли. Оборудование же для открытой угледобычи и обогащения во всей номенклатуре заво­ зится из других районов страны. Не случайно, так много надежд связыва­ лось с проектировавшимся для размеще­ ния в области заводом тяжелого машино­ строения — кузбасской версией знаменито­ го Уралмаша. Ведь продукция этого завода могла бы обеспечить потребности и уголь­ щиков, и рударей, и металлургов. Но вот завод этот не состоялся, а сложившийся структурный «перекос» продолжает усили­ ваться. Повышая тем самым «цену» такой размещенческой дисгармонии. ' Специалисты печалятся; машиностроение восточных районов в значительной своей части формировалось не по экономическим законам размещения Полагаю, что с т а ­ кой оценкой нельзя не согласиться. Эконо­ мическая география Кемеровской области как нельзя более убедительно иллюстриру­ ет точность этого посыла. Далее. При относительно хорошей ресурс­ но-сырьевой базе еше явно не соответствует масштабам капитального строительства и промышленность строительных материалов. Не хватает кирпича. Нет отделочных ма­ териалов. По этой причине вновь строящи­ еся кирпичные здания (а это — до 10 про­ центов от общего объема ввода) сдаются необлицованными, усугубляя и без того значительную цветовую' худосочность на­ ших городов. Исключение составляет лишь часть общественных и административных зданий 2. И, наконец, в этом перечне болевых то­ чек кузбасской экономики нельзя не помя­ нуть и ее своеобразной «сосудистой недо­ статочности» — слабости инфраструктуры. Дорог главным образом. Излишне говорить, насколько велико значение инфраструктуры в районах трудодефицитных. Не боясь погрешить против истины, ут­ верждаю; сегодня дороги — ахиллесова пя­ та кузбасского исполина. Если у нас не ве­ дется разработка ряда минерально-сырьевых ресурсов, нужда в которых крайне велика, если по этой причине некоторые материалы завозятся с Урала и центральных районов страны, то это объясняется недоступностью месторождений, находящихся здесь, рядом. Уже много лет можно слышать, разговоры о целебных минеральных источниках Тер- синского месторождения, что-в нескольких десятках километров от Новокузнецка. По своему составу «Терсинка» близка к угле­ кислым водам типа «Поляна» и «Боржоми» и по заключению ЦНИИ курортологии и физиотерапии может быть использована для лечения заболеваний органов пищева­ рения и обмена веществ-. ■См. : например, Е в с т е г н е е в В. П. Эф. фективность размещ ения машиностроения в во­ сточных и западных районах СССР, М., Н аука, 1972, с. 113. “ Архитектурно-градостроительные последст­ вия урбанизации области — самостоятельный и до- ВОЛЬНО интересный поворот темы. Исчерпав ресур­ сы статьи, я лишен возможности касаться его. О т­ мечу лишь, что проблемы выразительности жилой застройки, разумного зонирования чрезвычайно актуальны для большинства городов Кузбасса. По первому из названных критериев лучше других выглядит Новокузнецк, но и там дает о себе знать груз планировочных просчетов. Чрезвычайно рас­ члененная структура города привела к растянуто­ сти транспортных коммуникаций. А характер про­ мышленных предприятий вызвал к жизни множе­ ство экологических проблем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2