Сибирские огни, 1984, № 5
Кузбасс представляется очень благодат ным объектом для исканий в этом плане. Имеется в виду более интенсивное и целе сообразное хозяйственное освоение севера и северо-востока области. Здесь ведь очень существенно то обстоятельство, что в этом районе достаточно площадок, пригодных для строительства и жилья, и промышлен ных предприятий. Д а и транспортное обуст ройство этой территории довольно благо приятно. Очевидно, значительны еще и резервы, что наличествуют в малых городах области ,' все еще не получивших серьезного экономи ческого развития. Ведь наращивая, почти безудержно, промышленный потенциал го родов крупных, мы обрекаем их на трудное дыхание. Сегодня и в Новокузнецке, и в Кемерове, да и в городах второго эшелона, чрезмерно гальванизировались проблемы транспорта, тепла. В темпе снежного кома увеличиваются в объеме сложности ком мунально-хозяйственного обустройства. Не случайно еще лет двадцать пять назад и Кемерово, и Новокузнецк попали в перечень городов, где рост промышленности пред полагалось ограничить. Вместе с тем уже сложившийся хозяйст венный потенциал области явно нуждается, точнее, уже давно заждался; в определен ном структурном дополнении. Это касается прежде всего так называемых обеспечива ющих отраслей материального производст ва — машиностроения, капитального строи тельства, инфраструктуры. С каждым годом все болезненнее сказы вается, к примеру, диспропорция между тем пами развития горнодобывающего комплек са области и формированием местной ма шиностроительной базы. Впрочем, эти про цессы, к сожалению, характерны для всего региона. И, отнюдь не способствуя росту эффективности национальной экономики в целом, для условий Сибири они обнаружи вают еще и нежелательное социальное из мерение. Ведь предприятия машинострое ния, кроме всего прочего, способствуют з а креплению трудовых ресурсов. А между тем из Сибири, в том числе и из Кемеровской области, в . районы с более благоприятным балансом труда вывозится очень много изделий машиностроения. И в то же время почти 4/5 потребности покры вается за счер ввоза со стороны. Осмыслим такую информацию; затраты только на ввоз горного оборудования в регион — а Кузбасс является одним из крупнейших его потребителей — по неко торым оценкам определяются в 20—25 млн. руб. в год. Если к тому же держать в уме и плохое использование грузоподъемности вагонов при перевозке крупногабаритного горного оборудования, то общие издержки от такого нерачительного использования транспортного конвейера, работающего с хроническим перенапряжением, станут еще более осязаемы. Напомним, что всего 14 процентов вы пуска подотрасли «горное машиностроение» сосредоточено в Сибири. Д а и то по неко торым изделиям около 100 процентов вы возится за Урал. Если говорить об угольной промышленности Кузбасса, то лишь незна чительная номенклатура- горнотранспортно- ’ го оборудования для шахт выпускается на месте. Заводы угольного машиностроения никак не Отнесешь к флагманам отрасли. Оборудование же для открытой угледобычи и обогащения во всей номенклатуре заво зится из других районов страны. Не случайно, так много надежд связыва лось с проектировавшимся для размеще ния в области заводом тяжелого машино строения — кузбасской версией знаменито го Уралмаша. Ведь продукция этого завода могла бы обеспечить потребности и уголь щиков, и рударей, и металлургов. Но вот завод этот не состоялся, а сложившийся структурный «перекос» продолжает усили ваться. Повышая тем самым «цену» такой размещенческой дисгармонии. ' Специалисты печалятся; машиностроение восточных районов в значительной своей части формировалось не по экономическим законам размещения Полагаю, что с т а кой оценкой нельзя не согласиться. Эконо мическая география Кемеровской области как нельзя более убедительно иллюстриру ет точность этого посыла. Далее. При относительно хорошей ресурс но-сырьевой базе еше явно не соответствует масштабам капитального строительства и промышленность строительных материалов. Не хватает кирпича. Нет отделочных ма териалов. По этой причине вновь строящи еся кирпичные здания (а это — до 10 про центов от общего объема ввода) сдаются необлицованными, усугубляя и без того значительную цветовую' худосочность на ших городов. Исключение составляет лишь часть общественных и административных зданий 2. И, наконец, в этом перечне болевых то чек кузбасской экономики нельзя не помя нуть и ее своеобразной «сосудистой недо статочности» — слабости инфраструктуры. Дорог главным образом. Излишне говорить, насколько велико значение инфраструктуры в районах трудодефицитных. Не боясь погрешить против истины, ут верждаю; сегодня дороги — ахиллесова пя та кузбасского исполина. Если у нас не ве дется разработка ряда минерально-сырьевых ресурсов, нужда в которых крайне велика, если по этой причине некоторые материалы завозятся с Урала и центральных районов страны, то это объясняется недоступностью месторождений, находящихся здесь, рядом. Уже много лет можно слышать, разговоры о целебных минеральных источниках Тер- синского месторождения, что-в нескольких десятках километров от Новокузнецка. По своему составу «Терсинка» близка к угле кислым водам типа «Поляна» и «Боржоми» и по заключению ЦНИИ курортологии и физиотерапии может быть использована для лечения заболеваний органов пищева рения и обмена веществ-. ■См. : например, Е в с т е г н е е в В. П. Эф. фективность размещ ения машиностроения в во сточных и западных районах СССР, М., Н аука, 1972, с. 113. “ Архитектурно-градостроительные последст вия урбанизации области — самостоятельный и до- ВОЛЬНО интересный поворот темы. Исчерпав ресур сы статьи, я лишен возможности касаться его. О т мечу лишь, что проблемы выразительности жилой застройки, разумного зонирования чрезвычайно актуальны для большинства городов Кузбасса. По первому из названных критериев лучше других выглядит Новокузнецк, но и там дает о себе знать груз планировочных просчетов. Чрезвычайно рас члененная структура города привела к растянуто сти транспортных коммуникаций. А характер про мышленных предприятий вызвал к жизни множе ство экологических проблем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2