Сибирские огни, 1984, № 5
пвелеяствиях — социальных, вкономипе- ских, экологических. Да-да, и экологиче ских, природоохранных тоже. В среднем по отрасли добыча 1 миллиона тонн топлива сопровождается нарушением более 7 га зе мельных угодий! Сегодня практически все угольные города Кузбасса представляют собой конгломерат из множества отдельных поселков с чуть ли не автономными системами жизнеобес печения. И если можно как-то простить го родам старым, складывавшимся до войны то уж вовсе необъяснимы просчеты, допу щенные, к примеру, в послевоенном, конца пятидесятых, Междуреченске. С большими трудностями и с дополнительными капи тальными затратами эти просчеты устраня ются уже в наши дни. Нецельность градостроительной ткани таких городов оборачивается многими из держками. Подрабатываемые шахтами и разрезами территории практически исключа- ются из градостроительного оборота А оставление охранных целиков в местах застройки изымает из промышленной от работки очень значительные объемы цен ных углей, в том числе и наиболее дефи цитных коксующихся марок. Печально показательна в этом отношении градостроительная судьба Прокопьевска и Киселевска, выстроенных на одном из ме сторождений бассейна. Для того чтобы на циональная экономика могла воспользо ваться теми ресурсами, что покоятся под этими городами, было решено перенести их на безугольные площадки. Очень нелегко решиться на снос одного дома, слишком сложная задача — перенос экологически вредных предприятий, а тут ведь речь идет, о городах с суммарной чис ленностью населения 400 тысяч человек! Ну как тут не вспомнить очень актуаль ное и поныне руководящее указание для проектирования, что сформулировано еще Петром Первым и почему-то незаслуженно предано забвению: «Всем чинам, на службе состоящим, а также мануфактур-срветни- кам и протчим важных ремесловых заведе ний персонам помнить надлежит. Все про жекты зело исправны должны быть, дабы казну зряшно не разорять и отечеству ущерба не чинить. А кто прожекты станет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю». Очень злободневная рекомендация, не правда ли? Казны зряшное разорение, о котором говорил мудрейший из русских венценосцев, государь, которому, по слову Н. М. Карамзина, нигде не было подобных, часто проистекает у нас из очень добрых, на поверхностный взгляд, побуждений. Ког да в погоне за хорошими технико-эконо мическими показателями проектов в рас чет принимается сиюминутная, ближняя выгода, а за пределами обсуждаемого оста ются возможные отдаленные последствия. Но вернемся к Ерунаковскому место рождению, где предстоит появиться, кроме ряда крупных шахт, и первому разрезу-ги ганту. Будущее большого угля Кузбасса, повторюсь, очень тесно сопряжено с этим районом. Не случайно еще директивами »ХХ1У съезда КПСС предусматривалось на чало его освоения. В связи с главным предметом нашего разговора эта акция ин тересна не только своими экономическими результатами, .хотя в хозяйственный обо рот вовлекается месторождение, где толь ко открытым способом можно добыть 5,5 млрд. т добротного угля. Не меньший интерес представляют и со циальные последствия освоения этого в сущности целинного района, еще почти не тронутого цивилизацией. Ерунаковский уголь, по замыслу, уже воплощенному в чертежи, должен привнести в Кузбасс и но вые формы расселения — централизован ные. Соответствующие проектные прора ботки выполнены еще в 1966 г. московским Гипрогором — институтом, с чьих кульма нов сошел не один город в Союзе. Не в целях саморекламы, а, так сказать, пользы для приведу автоцитату. Девять лет назад в очерке, публиковавшемся в альманахе «Огни Кузбасса», мной было на писано: «...Города Уската еще нет на кар те нашей области. Впрочем, и само назва ние его условно. Безусловно здесь вот что: будущим покорителям Ерунаковской уголь ной целины предстоит жить в современном городе. С большой концентрацией «соц культбыта». С обилием зелени. И что осо бенно важно — с чистым небом над голо вой. И хотя предприятия будут отстоять от города весьма существенно — до трех десятков километров — скоростные элект рички позволят преодолеть это расстояние довольно быстро. При этом путь от квар тиры к павильону для ожидания поезда во всех районах города будет сведен к мини муму» «Сверхзадача такого централизованного расселения состояла в том, чтобы высоким уровнем обеспеченности населения жильем и культурно-бытовыми услугами стимули ровать закрепление кадров» Очерк, который я только что процитиро вал, назывался «Время выбора». Строго говоря, не только время, но и люди уже сделали выбор. Район богат строительными материала ми, что весьма и весьма существенно. Близко к завершению транспортное его обустройство. 68,5 процента прогнозных запасов угля здесь коксующиеся. Горно технические условия его добычи благопри ятные. Это позволяет определить довольно высокую проектную производительность труда (по шахтам — 130—150 т/мес., по разрезам — 230—290). Здесь приведены данные проекта 1969 года. Существенные поправки при его реализации должен вне сти научно-технический прогресс. Итак, минуло больше трех пятилетий со времени завершения проектных работ по Ерунаковскому' промышленному району. Насколько ж е приблизилась к своему воп лощению мечта о качественно новом под ходе к освоению угольного месторождения, столь важного в балансе бассейна? Нет оснований говорить о том, что мечту эту предали забвению. Открытчики, к при меру, успели запроектировать для будуще го города почти целый микрорайон, потра тив, на это свыше 300 тыс. руб. Впрочем, дальше этого дело и не пошло. Во всяком случае, ни строительной базой, ни подго- ' См. «Огни Кузбасса», 1976, .1\Го 4, с. 71. , ’ См. Г. А. Г л о т о в , Е. Н. П е р ц и к. Буду- щев городов Кузбасса. Кемерово, Кемеровское кн. кзд-во, 1978, е. 127. , т
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2