Сибирские огни, 1984, № 5
чтит свою мать, бережет ее и не обижает, уже наполовину патриот. Первое слово, произносимое нами извечно,— «Мама». Оно произносится робко и трогательно, буд то дитя хочет благодарить родное сущест во за дарованную ему жизнь. Таков один из первых шагов в становлении будущих любящих мать и родину сына или дочери. Иные отцы и матери делают упор лишь на трудовое воспитание. Труд, конечно, формирует человека. Но значение умствен ных способностей отнюдь не меньшее, и их надо развивать с малолетства. В конеч ном счете надо образовать ж аж ду узнавать, до предела развить естественную, данную от рождения любознательность. Осознанная любовь к Отечеству — это ее зенит. Родина крайне заинтересована в обилии думающих сынов и дочерей. Не та мать, которая роди ла, а та, которая воспитала. С возрастом все чаще вспоминаешь детст во. Оно у меня было трудным. Гражданская война, голодный год, болезни. Родители едва сводили концы с концами, а на лече ние меня от менингита ушло все, кроме од ной кровати и иконы. К спасению первого внука бросилась вся большая семья моего деда, человека предельно добродушного и добропорядочного, русского солдата с дву мя Георгиями. У изголовья велось кругло суточное дежурство. Мать моя и бабуля из велись до изнеможения, отец непрерывно искал, где бы раздобыть лекарства и сред ства для них. Мы были в долгах, х ак в шелках. Особое участие принимали два мо их дяди, вернувшиеся после тяжелых ране ний на фронтах. Все это происходило в Одессе, на Молда ванке, о которой наш народ весьма наслы шан. Так вот, вся Молдаванка принимала на себя заботу. Кто приносил пару карто фелин, кто кусочек сахара, кто горстку манки. Были и такие, кто умудрялся до стать рыбий жир, костный мозг и даж е какие-то заграничные лекарства. При этом все неизменно говорили: вырастет — от даст. Профессора брали деньгами или пи щей, а лечил меня бесплатно Саша Смкк — студент пятого курса медицинского инсти тута. У тогдашних моих заботников образова ние составляло 1—2 класса дерковнопри- ходской школы, как и у отца с матерью. Все их богатство состояло из доброты и ласки. Что касается бабушки и деда, они всю свою ставку сделали на богоматерь и Ге- оргия-победоносца, истово им молясь, так и сойдя в могилу с абсолютной уверенностью, что их внук не напрасно шептал «Отче наш! Иже еси на небеси...» Отец мой полагался на медицину, родственники на уход и пита ние, а мать на все, вместе взятое. Это был мой народ и моя родина. После летаргического сна я попросил во ды и стал поправляться. Профессор не ре комендовал меня учить. Но отец отдал предпочтение здравому смыслу -и своей проницательности и определил меня к жив шей неподалеку учительнице. Тогда мне только исполнилось пять лет. Сейчас я по нимаю, что Финна Афанасьевна, так звали моего первого педагога,— была незауряд ным человеком. Она рассказывала мне о прелести полей и лесов, нашего лазурного моря, о деревьях и птицах, почему бывает весна. Затем следовали беседы, как сказа ли бы теперь, на морально-нравственные темы. Говорила она тихо и очень ласково, проникновенно. Я при этом вспоминал от цовское любимое выражение: «От ласковых слов язык не согнется». А буквы и числа появились как образы окружающего мира. К ней на занятия я не шел, а мчался. Отец проверял мои успехи по тому, как бойко я читаю ему газету. Родители меня никогда не били' и вообще не наказывали. Отец больше любил Украину, мать — Россию, но безо всяких национальных при тязаний. Я им пел выученные наизусть песни, которые бормотал на базаре древ ний кобзарь. И книги, бесконечные книги. Я пытаюсь вспомнить, был ли я когда- нибудь обижен на мать, говорил ли ей к а кие-нибудь колкости, упрекал ли в чем- нибудь. Нет, этого не было. Самое дорогое наследство — воспитанность. Они не могли преподать мне правил этикета, всяких тон костей манер. Но они сделали, все, чтобы я затем постиг это самостоятельно. Простота и уважительность, желание помочь людям, почтительное отношение к хлебу насущно му, вежливость и умение прощать ошибки. Без утомительных назиданий и нравоуче ний, разглагольствования и нотаций. Кратко и ясно. Как говорил А. П. Чехов — «Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью». С чего начинается Родина? С этого она и начинается! Я очень люблю свое Отечество и наш народ. Признаюсь, люблю сентиментально, трогательно. Пусть это признание не вполне скромно, но — откровенно и чистосердечно! Д а, да! Все «твои дороги, все твои трево ги» близки мне и далеко не безразличны. Мне все время кажется, что я обязан еще что-то сделать, свершить нечто недосяга емое. Какой-то внутренний голос шепчет мне это назидательно, и избавиться от него мне очень трудно. Видимо, это есть тот ис точник, который люди называют совестью. К. Маркс стыдом именовал тот гнев, кото рый обращен вовнутрь. Как это справед ливо! Нужно трудиться, без конца .и безо вся кой меры. В занятиях полезным и потому любимым делом таится высшее наслажде ние. И в этом же нуждается Отчизна. Если ты так поступишь, ты поможешь и другим. Особенно важно так поступать коммунисту, как вел себя Василий Губанов в изумитель ной кинокартине «Коммунист». Это было необходимо не только в то тяжелое время. Это важно и сейчас, и всегда во веки веков. Непозволительно представлять себе буду щее как отдых. Борьба за счастье всех — это твое счастье, товарищ! От этого неот делима любовь к Родине, к женщине, к семье и близким, к твоему народу. Наивным и порочным было бы представление, что можно действительно любить, пребывая в безделии и неге, не принося людям пользы. Истинная любовь действенна и в свою, оче редь делает труд вдохновенным и жизне образующим. ‘ Я убежден в незыблемости возвышенного предназначения нашего Отечества. Это на веяно мне отнюдь не только личным моим отношением к нему и неуемным желанием, чтобы лменно так это было. Во-первых, объективно это так и есть. Как заблудшей эскадре маяк, так и оно указывает курс
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2