Сибирские огни, 1984, № 5
етали. Марина Павловна рассказала мне о судьбе своего отца. Он был офицером у Колчака, остатки «войск» которого были вышвырнуты в Маньчжурию. Капитан Туа- ев в наказание себе и в назидание потом кам, как сообщалось в тамошних газетах, объявил голодовку и скончался с чистой совестью, завещав семье вернуться на,.— по его словам,— «благочестивую родину». В своих многократных поездках за пре делы Родины я почти всегда встречался по той или иНой причине с нашими земляками. . Во Франции, в метро, ко мне обратилась пожилая женщина, назвавшаяся Авдотьей Никитишной. Она спросила: «Вы, кажется, русский? Я тоже из России. Но давно, еще до революции. Что мне делать? Я никак не могу уехать на родину, чтобы хоть прах мой, был предан родной земле. Старик сов сем извелся и все время плачет».— «Так в чем же дело, поезжайте. Или вас не пуска ю т?»— «Что вы, что вы! Нас принимают, но дочь замужем за французом и колеб лется!» Тогда я прочитал ей стихи И. А. Бунина; У птицы есть гнездо. У зверя есть нора. Как трудно было сердцу молодому, Когда я уходил из отчего двора, Сказать- «прости» родному дому! Я не ожидал такого результата: старая женщина надолго потеряла сознание. Как-то в Калифорнии я столкнулся с бывшрй русской графиней, работавшей переводчицей с русского на английский в одном из станфордских институтов. На приеме она попросила спеть несколько рус ских песен. Из России она выехала в свя зи с браком в 1912 году. Вела она себя подчеркнуто гордо. Но во время пения всхлипывала и, наконец, разрыдалась. Как известно, в конце прошлого столе тия в Канаду выехало довольно много украинцев. Сейчас их там более миллиона человек. Они занимаются, в основном, сельским хозяйством. В Монреале мне при шлось читать лекцию «Коммунизм и нау ка». Я волновался, что в свйзи с пропа гандой зал будет полупустым. Однако я ошибся. Он был забит до отказа. Как я узнал позже, большинство присутствующих были украинцами. Небольшая группка мо лодых прощелыг задавала мне нелепые вопросы. Дело кончилось тем, что присут ствовавшие на лекции буквально выброси ли их прочь. Позже состоялась встреча в прогрессивном украинском обществе с не двусмысленным названием «Батькнвщина». Эта встреча была добросердечным гимном нашей Родине. Многие канадские украин цы уже побывали на Украине. Их отзывы о поездках были исключительно трогатель ными. Они привозили с собой жмени род ной земли, политой их слезами при расста вании. Один пройдоха как-то попросил убежища в Канаде. Но очень многие ка надцы обратились к нему с требованием покинуть Канаду, ибо очень дорожат от ношениями с нашей родиной. В Праге на кладбище советских солдат за могилами длительное время присматри вала семейная пара, русская и чех. На всех четырехстах могилах они смонтировали красные лампады и их ежеутренне зажига ли. Подобного рода сцен я мог бы вспомнить 1 .;ного. Дочь Ф. И. Шаляпина рассказывала нам, как страдал отец в последние годы жизни. Во Франции я посетил его могилу на кладби ще Пер-Лашез. Там же схоронен и И. А. Бу нин. Возвращение С. С. Прокофьева вызвало у него пламенное воодушевление, выражен ное гениальным композитором в его послед них произведениях. В Ленинград приезжал великий русский механик С. П. Тимошенко. На всемирном съезде по механике прези дент американской Академии наук назвал его создателем американской механики. Принимал его у себя дома академик Ю. А. Шиманский. Во встрече участвовал и я. Степан Прокопьевич .был очень груст ным, жалел, что покинул родину, и рас сказывал о беспрестанной горечи, которая его одолевает вдали от отчизны. Эта горечь хорошо слышится в украинской песне о ж у равлях: Кричат кру-кру-кру... На чужбине умру. Пока море перелечу. Крылья сотру. Я пришел, к несомненному выводу, что сколько-нибудь добропорядочные люди, по той или иной причине оставшиеся вне роди ны, влачат на чужбине иевеселое сущест вование. Тоска их безутешна и безысходна. Кто-то из них бережно хранит в памяти осеннюю березку, кто плакучую иву, кто вереск или можжевельник, или карагач. Но это лишь символы Отечества, а его само ничем не заменить. Наша Отчизна милосердна и небезразлич на ко многим своим страдальцам, забро шенным судьбой за ее рубежи. Она помнит и чтит и уже названных, и многих иных сынов и дочерей, которые даже в носталь гическом отчаянии держали ее в сердце, не омрачали ее чистые помыслы. Нам понятны поступки тех, кто в годы революции и гражданской войны оторвался от родины, а с началом Отечественной войны бросился ей на помощь. Так они сказали свое по следнее слово и очистили совесть. Иные и нынче внемлют зову Родины и делают все им доступное в ее интересах. Как бы в подтверждение этих мыслей я недавно прочитал стихотворение о концер те С. В. Рахманинова, которое заканчива ется словами: И так ему хотелось вслед за звуками В родимую Россию улететь. У честного человека не р.асспрашивай о его родословной. Любовь к родной земле пробуждает в человеке высокие нравственные качества. Но имеет место и обратный процесс — патрио тизм в человеке развивается под влиянием высоких нравственных порывов. Родителю или учителю, наставнику или другу не удастся добиться желанной цели, если даже светлые идеи будут проповедоваться без. различно и постно, без доброты и воодушев- ления, без страсти и горения. Мы говорим: хорошо быть строгим, лучше быть добрым, еще лучше быть справедливым. Справедли вость есть сочетание доброты, как основы, со строгостью. Основополагающая роль в становлении нравственных качеств будущей личности принадлежит ^атери. Человек, который 3 Сибирские огни Кз б
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2