Сибирские огни, 1984, № 5

етали. Марина Павловна рассказала мне о судьбе своего отца. Он был офицером у Колчака, остатки «войск» которого были вышвырнуты в Маньчжурию. Капитан Туа- ев в наказание себе и в назидание потом­ кам, как сообщалось в тамошних газетах, объявил голодовку и скончался с чистой совестью, завещав семье вернуться на,.— по его словам,— «благочестивую родину». В своих многократных поездках за пре­ делы Родины я почти всегда встречался по той или иНой причине с нашими земляками. . Во Франции, в метро, ко мне обратилась пожилая женщина, назвавшаяся Авдотьей Никитишной. Она спросила: «Вы, кажется, русский? Я тоже из России. Но давно, еще до революции. Что мне делать? Я никак не могу уехать на родину, чтобы хоть прах мой, был предан родной земле. Старик сов­ сем извелся и все время плачет».— «Так в чем же дело, поезжайте. Или вас не пуска­ ю т?»— «Что вы, что вы! Нас принимают, но дочь замужем за французом и колеб­ лется!» Тогда я прочитал ей стихи И. А. Бунина; У птицы есть гнездо. У зверя есть нора. Как трудно было сердцу молодому, Когда я уходил из отчего двора, Сказать- «прости» родному дому! Я не ожидал такого результата: старая женщина надолго потеряла сознание. Как-то в Калифорнии я столкнулся с бывшрй русской графиней, работавшей переводчицей с русского на английский в одном из станфордских институтов. На приеме она попросила спеть несколько рус­ ских песен. Из России она выехала в свя­ зи с браком в 1912 году. Вела она себя подчеркнуто гордо. Но во время пения всхлипывала и, наконец, разрыдалась. Как известно, в конце прошлого столе­ тия в Канаду выехало довольно много украинцев. Сейчас их там более миллиона человек. Они занимаются, в основном, сельским хозяйством. В Монреале мне при­ шлось читать лекцию «Коммунизм и нау­ ка». Я волновался, что в свйзи с пропа­ гандой зал будет полупустым. Однако я ошибся. Он был забит до отказа. Как я узнал позже, большинство присутствующих были украинцами. Небольшая группка мо­ лодых прощелыг задавала мне нелепые вопросы. Дело кончилось тем, что присут­ ствовавшие на лекции буквально выброси­ ли их прочь. Позже состоялась встреча в прогрессивном украинском обществе с не­ двусмысленным названием «Батькнвщина». Эта встреча была добросердечным гимном нашей Родине. Многие канадские украин­ цы уже побывали на Украине. Их отзывы о поездках были исключительно трогатель­ ными. Они привозили с собой жмени род­ ной земли, политой их слезами при расста­ вании. Один пройдоха как-то попросил убежища в Канаде. Но очень многие ка­ надцы обратились к нему с требованием покинуть Канаду, ибо очень дорожат от­ ношениями с нашей родиной. В Праге на кладбище советских солдат за могилами длительное время присматри­ вала семейная пара, русская и чех. На всех четырехстах могилах они смонтировали красные лампады и их ежеутренне зажига­ ли. Подобного рода сцен я мог бы вспомнить 1 .;ного. Дочь Ф. И. Шаляпина рассказывала нам, как страдал отец в последние годы жизни. Во Франции я посетил его могилу на кладби­ ще Пер-Лашез. Там же схоронен и И. А. Бу­ нин. Возвращение С. С. Прокофьева вызвало у него пламенное воодушевление, выражен­ ное гениальным композитором в его послед­ них произведениях. В Ленинград приезжал великий русский механик С. П. Тимошенко. На всемирном съезде по механике прези­ дент американской Академии наук назвал его создателем американской механики. Принимал его у себя дома академик Ю. А. Шиманский. Во встрече участвовал и я. Степан Прокопьевич .был очень груст­ ным, жалел, что покинул родину, и рас­ сказывал о беспрестанной горечи, которая его одолевает вдали от отчизны. Эта горечь хорошо слышится в украинской песне о ж у­ равлях: Кричат кру-кру-кру... На чужбине умру. Пока море перелечу. Крылья сотру. Я пришел, к несомненному выводу, что сколько-нибудь добропорядочные люди, по той или иной причине оставшиеся вне роди­ ны, влачат на чужбине иевеселое сущест­ вование. Тоска их безутешна и безысходна. Кто-то из них бережно хранит в памяти осеннюю березку, кто плакучую иву, кто вереск или можжевельник, или карагач. Но это лишь символы Отечества, а его само ничем не заменить. Наша Отчизна милосердна и небезразлич­ на ко многим своим страдальцам, забро­ шенным судьбой за ее рубежи. Она помнит и чтит и уже названных, и многих иных сынов и дочерей, которые даже в носталь­ гическом отчаянии держали ее в сердце, не омрачали ее чистые помыслы. Нам понятны поступки тех, кто в годы революции и гражданской войны оторвался от родины, а с началом Отечественной войны бросился ей на помощь. Так они сказали свое по­ следнее слово и очистили совесть. Иные и нынче внемлют зову Родины и делают все им доступное в ее интересах. Как бы в подтверждение этих мыслей я недавно прочитал стихотворение о концер­ те С. В. Рахманинова, которое заканчива­ ется словами: И так ему хотелось вслед за звуками В родимую Россию улететь. У честного человека не р.асспрашивай о его родословной. Любовь к родной земле пробуждает в человеке высокие нравственные качества. Но имеет место и обратный процесс — патрио­ тизм в человеке развивается под влиянием высоких нравственных порывов. Родителю или учителю, наставнику или другу не удастся добиться желанной цели, если даже светлые идеи будут проповедоваться без. различно и постно, без доброты и воодушев- ления, без страсти и горения. Мы говорим: хорошо быть строгим, лучше быть добрым, еще лучше быть справедливым. Справедли­ вость есть сочетание доброты, как основы, со строгостью. Основополагающая роль в становлении нравственных качеств будущей личности принадлежит ^атери. Человек, который 3 Сибирские огни Кз б

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2