Сибирские огни, 1984, № 5
Еще раз хочу отметить, что морская служ ба, нравы и обычаи экипажей кораблей, ожидание встречи с родными берегами сообщают морякам глубокое чувство оте чества и готовность не уронить его досто инство. Если мы вспомним Ольстер, многостра дальный и бунтующий, положение негров и латиноамериканцев в США, бесконеч ную грызню израильтян с окружающими их народами, отнощение между белыми и черными в ЮАР,— нам станет ясным вели чие дружбы народов и наций в нашем Отечестве. В истории человечества такое произошло впервые. Объединяются те, кто имеет общие цели, кто одинаково мыслит. К. Маркс и Ф. Энгельс когда-то писали: «В той же мере, в какой будет уничтожена эксплуатация одного индивиду ума другим, уничтожена будет эксплуата ция одной нацией другой». И она у нас уничтожена. Подлые злоумышленники из некоторых зарубежных радиостанций пы таются осквернить светлые чувства наших наций. Это — пустая затея. Глаза дружбы редко ошибаются. Россия спасла от газавата Грузию и Армению, мирно заселила Сибирь, Казахстан и Кир гизию. Десятки народов добровольно вош ли в ее лоно. Фактически были сохранены от исчезновения многочисленные народно сти Севера — от чукчей до коми. Друзья познавались в беде, и теперь их не разлить водой и, пуще того,— словесами. Я объехал со своими лекциями практи чески все уголки нашего отечества и всег да чувствовал, что я дома, среди дорогих мне и крайне необходимых людей. В Яку тию прилетел р самый разгар полярной зимы. Только Сел самолет, как на снега пал крутой туман, и каким образом мы добрались до места, не понял и тогда, и нынче сказать не могу. Но вокруг были якутские друзья, и 55 ниже нуля не ощу щались. В Таджикистане беспощадно жгло солн це, будто бы хотело показать все, на что оно способно. Мы ехали на Нурекскую ГЭС. "Настроение было приподнятое. Его умело поддерживали встречавшие меня таджикские ученые. В Андижане на лек цию «Коммунизм и наука» собралось очень много слушателей. В зале была абсолют ная тишина, и я был тронут вниманием узбекских товарищей. А затем горы и сады, благоухание среднеазиатских персиков и инжира. В Грузии мы обычно совершаем путе шествие в Мцхету, где, как и во времена Лермонтова, обнимаются Арагви и Кура и где покоится прах царицы Нино, подарив шей своему народу христианство. Здесь владычествуют старина, первые века нашей эры и высятся ласковые вершины кавказ ских гор. В помещении, отделанном на ма нер древних картвелийских жилищ, мы слушали трогательные народные песни. В Азербайджане мы обычно отправля емся в Загульбу, где море имеет цвет лист вы весенних берез, или блуждаем по сред невековым улочкам крепости. Здесь вас радуют пышной зеленью и потчуют нескон чаемым разнообразием азербайджанских вин. А друзБЯ говорят: «Вещь хороша но вая, а друг — старый». В Армении — Се ван и Арарат, добрые улыбки. Там говорят, что лучше лишиться глаза, чем доброго имени. Оно у армян ценится на вес золота. Однажды я видел вышедших из самолета армян, вернувшихся на родину из Егип та. Они бросились на родимую землю и целовали ее. Я был потрясён этим зрели щем. В Дагестане много различных языков и народностей, все они самобытны. Участво вал я в спорах аварцев и лаков. Чей по-ь эт лучше, чьи песни мне больше нравктся? Я ответил — украинские, В одном только Дербенте меня познакомили с представите лями шести народностей. Человеческих раз личий между ними я не обнаружил. То же самое на Северном Кавказе. Осетинам и черкесам, ингушам и чеченцам, карачаевцам и балкарцам, кабардинцам и адыгейцам нечего делить. Ничего не должны им Рос сия и Украина, Грузия и Азербайджан. Совсем недавно я был на конференции по теоретической механике в Нальчике, Красивый город, и, между прочим, много смешанных браков. Лезгинку пляшут все. Помнится, В. Гюго писал: «На свете нет малых народов... Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно то му, как величие человека не измеряется его ростом». Эти народы на советских крыльях взлетели до высот передовой куль туры. Это справедливо и для бурят, нен цев и нанайцев, ханты и манси, хакасов и тувинцев. После разорения их земель ор дами Чингисхана и разгрома его хищных наследников русскими полками здесь проч но поселился мир, а Октябрьская револю ция принесла им процветание. Несколько лет назад я гостил у предсе дателя одного из животноводческих совхо зов неподалеку от Улан-Удэ. Мы с ним пересекли Бурятию до Кяхты. Его друзья повсюду оказывали нам сердечный прием. С ненцами я познакомился во время войны. Помню, одна ненецкая девушка в губе Бе.^ушья полюбила русского парня-матро- са. В ожидании корабля, на котором он служил, девушка часами просиживала на скале, не спуская глаз с Баренцева моря. Это достойно было хорошей поэмы. Большая группа народов и народностей издавна расселилась вдоль течения Волги, Камы и Белой, а также в Приуралье. Боль ше всех я успел узнать татар и в Казани бывал несколько раз. По сути дела казан- ские татары — это бывшие булгары, и они первыми подверглись нападению войск орды, разорившей их столицу Булгар. Это у них родилась пословица «Героя рождает борьба». И это доказал Муса Джалиль. В Казани имеется прекрасный памятник Му се, а у нас в Академгородке — улица его имени. В 1982 году я читал лекции в Сыктыв карском университете. Добродушие и уч тивость коми необычайны. Я не знал, что этот народ обладает такими замечатель ными качествами. И так повсюду на, нашей благословенной земле. Нет неприязни, на циональной розни, каких-либо претензий на превосходство. Недаром в народе говорят: кто в нраве туг, тот никому не друг. Если же надо, то у нас не только штык, но и ко лос врага колет. В нашем семейном альбоме еше в двая-ь цатые годы было несколько фотографий
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2