Сибирские огни, 1984, № 5
советским морякам очень дружественно и всячески хотел нам помочь. Среди подчиненных мне матросов и стар- ьпин было много отличных товарищей и друзей. Но более всех запомнился Николай Тишке. Смелый и скромный готовый к лю бому самопожертвованию. Его родные ме ста были, как он выражался, под немцем. Я видел, как он волновался, когда расска зывал о своей земле. Николай проявлял чу деса отваги и увлекал за собой других. Моряки умеют дружить и воевать на смерть. Я рос вместе с нашей социалистической Родиной, пройдя путь от рабочего до адми рала и профессора. И в любой среде были бесценные люди, которых прежде всего от личало благоговейное отношение к родной земле, соединенное с вдохновенным трудом и высокими идейными убеждениями. Имен но убеждениями, а не бездумной верой во что-то. К такому возвышенному состоя нию приходишь не только через учебу и чтение книг, а через частые размышления, приводящие к самоубеждению. Гакие люди в большинстве своем и при ехали в Сибирь, чтобы основать здесь дей ствительно большую науку. Любить Роди ну — это вовсе не значит прирасти душой лишь к своим трем березкам или топо.йям. Если стране это надо, можно уйти в Арк тику члй Антарктиду, подняться на Эве рест или опуститься на дно морское. При вычное место очень дорого, но Родина — это не совокупность любимых квадратиков или кружочков на карте. Превыше всего она в целом. «...Историческое значение каждого рус ского великого человека измеряется его заслугами родине...» — писал Н. Г. Чер нышевский. Среди таких людей был академик И. Н. Векуа. Когда-то он уехал в Москву из Тбилиси, а затем из Москвы в Новоси бирск. Сначала мы смогли предоставить ему одну комнату в щитовом, деревянном доме. Мягко говоря, это было крайне не удобно. Но Илья Несторович улыбался. Он полюбил Сибирь, так мало похожую на Грузию. В зимние вечера и ночи мы многое обсуждали. Когда он уставал, он просил меня напевать ему грузинские пес ни, особенно «Ченгуро чемо...» — песенк^ о деревенской дудочке. Илико, как мы его ласково называли, происходил из кресть ян. С понятной, грустью он уезжал в Тби лиси, чтобы принять пост президента АН Грузии. Я старательно убеждал Илью Не сторовича в том, что это как раз тот слу чай, когда совесть его остается чистой. Разлученный с любимой семь лет плачет, разлученный с Родиной — всю жизнь пла чет. ' Можно быть скромным, не будучи муд рым. Но нельзя быть мудрым, не буду чи скромным. Речь идет об академике М. А. Лаврентьеве. При этом выдающаяся личность не станет воистину таковой, если она не является еще и смелой, настойчи вой. Все это было ц Михаиле Алексеевиче. Он родился на Волге и был истинным сы ном России. Высокий патриотизм рождает и высокие цели. Этой целью стала для него Сибирская Академия наук, в которую он мечтал преобразовать СО АН СССР. Ему казалось, что в данном случае мож но отступить от республиканского прин- пипа создания академий, вовсе не протн. вопоставляя Сибирь всей России. И может быть, поэтому он так хорошо относился к завещанию М. В. Ломоносова: «Россий ское могущество прирастать будет Сиби рью и Севером». Все сказанное может быть понято толь ко как беспримерная любовь к Родине, ее светлому предназначению, имея в виду и нашу Родину, и все человечество. Интерес но, что М. А. Лаврентьева правильно понял и известный патриот Франции генерал Де Голль, заметив после слов Михаила Алексеевича о роли Сибири для России: «А почему только российское могущество?» Он имел в виду Францию. Я нередко задумывался над тем, что по будило Владимира Ильича Ленина стать на путь революционной борьбы. Он отлич но понимал, как это трудно, сколько ли шений и какого мужества потребуется от него. Что лежало в основе его подвига? Не говоря ■уже о тюрьмах, ссылках '!! преследованиях,' сколько раз Ильич под вергал себя испытаниям и вынужден был находиться в эмиграции, вдали от родной земли! Думаю, что едва ли не главными источниками его борьбы были всепогло щающая любовь к Отчизне и абсолютная нетерпимость к любому порабощению и угнетению, пламенное стремление к истине и справедливости. И еще то, что отражено в словах А. Франса: «без подлинной люб ви к человечеству нет подлинной любви к родине...» и Ф. Энгельса: «Не может быть свободен народ, угнетающий другие наро ды». Да, человек не для себя родится. Объезжая уголки нашей родины, всякий раз испытываешь восторженные чувства и не устаешь любоваться панорамами приро ды, грандиозными стройками и беспре дельными нивами, садами, пажитями. Ког да-то мне казалось, что ледяные пустыни Заполярья или чередующиеся барханы песков не могут радовать глаз, и пребы вать там моЖно только в случае крайней необходимости. Но это оказалось наивным и несправедливым. Находясь на Новой Земле или на Дик соне, среди скал Кольского полуострова, я восклицал от восторга при виде полярных сияний, ниспадающих долу подобно феери ческим занавесам. Птичьи базары Новой Земли вообще непередаваемы. Участвуя в экспедиции в Карском море, я был в во сторге от разноцветья озаренных солнцем льдов. Свою прелесть имела и жестокая пурга, при которой не видать пальцев протянутой руки. А одуванчики, выросшие в ложбинках скал Диксона! В жарких пустынях советского юга, где господствуют солнце и пески, голубой и желтый цвета, есть своя гармония. А ночь там вообще неподражаема. Безмолвие и мириады ярких звезд. Буквально абсолют ный покой, которого порой так хочется в наш бурный век движения и шума. Иной облик пустынь Северного Казахстана. Они поросли своеобразными травами, от кото рых исходит горьковатый аромат, доноси мый изредка пробегающими ветерками. Родился я на Украине. Никого не удивит то, что она своими пейзажами может ув лечь любого. Относится ли это к тихим речкам, над которыми склонились дремлю щие ивы; к звенящим лесам или безбреж ным степям под золотистыми хлебами с
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2