Сибирские огни, 1984, № 5

что защищать, чем дорожить, и что он ни­ когда и никому не уступит! Искренняя лю­ бовь к Родине не только источник вдохно­ венного труда, но и непобедимое оружие, куда мощнее всяких ракет, самолетов и подводных лодок. Нынешние американские мракобесы и мизантропы ставят себе'задачу расшатать наши экономику и убеждения. Но рейганы и уайнбергеры — не мифические самсоны, н им основания нашего храма не расша­ тать, ибо каждый из нас сердцем чувствует не только рану, нанесенную Родине, но и попытку ее нанести. Трудно отыскать человека, безразличного к своей родине. И, вместе с тем, нам необ­ ходимы не только и не столько любование Отечеством, сколько животворящая любовь; речь идет о чувстве, творящем действие Д ля того, кого мы сильно любим, мы гото­ вы сделать все, что угодно. Таким должен быть и наш патриотизм. Не статическим, а динамическим. Конечно, Отечество на­ ше прекрасно. Но его можно и нужно сделать еще прекраснее, еще обильнее. По­ этому патриотические чувства должны быть неисчерпаемым источником постоянного го­ рения, стремления вперед и вверх по ступе­ ням истории. Впередсмотрящий должен быть и впередиидущим. Наша Родина гор­ дится миллионами подвижников, кто свое счастье видит в счастье страны и ее народа. Нам не нужны ни «квасной патриотизм», ни ура-патриотизм, ни беспредметное любо­ вание стариной, ни расхолаживающее за ­ хваливание достигнутого. Пройденное уже пройдено, сделанное — сделано. Но сколько еще нужно и можно сделать и пройти!.. Н а­ стоящему человеку необходимы любовь и борьба. В этом, именно в этом сущая диа­ лектика отношения к Родине. Словами по­ эта она выражена так: Отечество славлю, которое есть. Но трижды — которое будет... Проблема любви и действия составляет главную цель и сущность воспитания людей, особенно — молодежи. Суметь связать в каждом человеке яркую любовь к Родине со страстным желанием сделать все, на что он способен для ее дальнейшего процветания, — вот в чем вопрос вопросов! Если наши идеи станут убеждениями, а убеждения — делами, высший предел воспитания будет достигнут. Честные и благородные люди уже давно понимают, что наша цивилизация движется ко всеобщему коммунистическому сущест­ вованию, которое соединит любовь к Роди­ не с любовью к человечеству. Ф. Энгельс го­ ворил, что «в рабочем движении п о д л и н- н о национальные идеи... являются и подлинно и н т е р н а ц и о н а л ь н ы м и » . Нельзя пройти мимо претензий ру­ ководителей некоторых стран на превосход­ ство их народов,— и генетическое, и исто­ рическое,— над другими народами. Конечно, мы благодарны египтянам и шумерийцам, грекам и римлянам, создавшим первые ци­ вилизации и оказавшим значительное влия­ ние на развитие других народов и стран. Немалый вклад в развитие человечества внесли Индия и Китай. Но наша глобаль­ ная цивилизация сильна не только этим, а, прежде всего, совокупным вкладом, бук­ вально всех народов, ранее или позже вы­ ходивших на мировую арену. Замечательно, что именно немецкий мыслитель ХУТП века Г. Э. Лессинг писал: «Я... вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой- либо способностью преимущственно перед другими...» ' Все претензии на арийские преимущест­ ва, право на первородство семитов или не­ повторимость американской деловитости, как и иные подобные, по меньшей мере смехотворны и неблагородны, если не ска- зать — наивны и наглы. Величие народа той. или иной страны измеряется не тем, когда о нем заговорила история, а тем, ку­ да он зовет человечество, какими идеями он руководствуется. Крайне унизительными, и не для других, а для самих авторов, являются «идеи» о передаче интеллекта всем людям от како­ го-то одного племени или группы племен. Разум возник как средство борьбы за су­ ществование, он побуждал к труду и в большей мере труду обязан своим развити­ ем. Не кто-то более умный обучал труду удаленные от Месопотамии и Египта стада полулюдей, а все они сами неизбежно и бе­ зусловно в одно и то же время стали мыс­ лящими и трудящимися. Что^ же касается национальных особен­ ностей народов, то они составляют лишь ■грани единого человеческого сообщества. Кстати, не так-то легко сказать, кто первым открыл способ получения огня или изобрел одежду, южане или северяне. Кто научил­ ся сооружать жилища и одомашнил живот­ ных. Тут, как говорится, бабушка надвое гадала. Пшеница и просо, индейские куку. руза и томаты разбрелись по всему свету. А греки и италики, вступая в сношения с соседними галлами и славянами, не только их обогащали, но и заимствовали у них не меньше. Настоящий патриотизм является одной из могущественных побудительных сил высо­ кой нравственности и морали. Эта взаим­ ность прослеживается издревле. «Достоин­ ство человека измеряется силою его патри­ отизма»,— писал Н. Г. Чернышевский. Действительно, отчего идут цели, которые воздвигает перед собой личность? Что она считает своим счастьем? Чему посвящает жизнь? Ответы на все эти вопросы помога­ ют найти отношение к Родине, к задачам, которые стоят перед ее народом. Мне в жизни, видимо, повезло. И до вой­ ны, и во время войны, и в мирные времена я дружил или был знаком с людьми, кото­ рые видели свое счастье в счастье нашего общего Отечества. Это были люди, жившие интересами дел, в которых остро нужда­ лась наша страна. Перечислить всех конеч­ но невозможно. Приведу лишь наиболее яркие примеры. Во всяком случае, такими они кажутся мне. Д ядя Миша Баталин. Друг моих детских лет, моряк дальнего плавания, механик па­ рохода «Трансбалт», плававшего на линии Одесса—Владивосток. Мужественный и очень добрый человек, любивший детей. Его рассказы о море и тоске по родине в далеких плаваниях мы слушали с трепетом душевным. Он сдружил меня с морем, ко­ торому впоследствии я посвятил всю свою жизнь. Михаил Иванович умер в плавании и был похоронен по морскому обычаю. Николай Евдокимович Авилов -т- ■наш мастер в ремесленном училище. Он мечтал сделать нас слесарями е золотыми руками

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2