Сибирские огни, 1984, № 5
что защищать, чем дорожить, и что он ни когда и никому не уступит! Искренняя лю бовь к Родине не только источник вдохно венного труда, но и непобедимое оружие, куда мощнее всяких ракет, самолетов и подводных лодок. Нынешние американские мракобесы и мизантропы ставят себе'задачу расшатать наши экономику и убеждения. Но рейганы и уайнбергеры — не мифические самсоны, н им основания нашего храма не расша тать, ибо каждый из нас сердцем чувствует не только рану, нанесенную Родине, но и попытку ее нанести. Трудно отыскать человека, безразличного к своей родине. И, вместе с тем, нам необ ходимы не только и не столько любование Отечеством, сколько животворящая любовь; речь идет о чувстве, творящем действие Д ля того, кого мы сильно любим, мы гото вы сделать все, что угодно. Таким должен быть и наш патриотизм. Не статическим, а динамическим. Конечно, Отечество на ше прекрасно. Но его можно и нужно сделать еще прекраснее, еще обильнее. По этому патриотические чувства должны быть неисчерпаемым источником постоянного го рения, стремления вперед и вверх по ступе ням истории. Впередсмотрящий должен быть и впередиидущим. Наша Родина гор дится миллионами подвижников, кто свое счастье видит в счастье страны и ее народа. Нам не нужны ни «квасной патриотизм», ни ура-патриотизм, ни беспредметное любо вание стариной, ни расхолаживающее за хваливание достигнутого. Пройденное уже пройдено, сделанное — сделано. Но сколько еще нужно и можно сделать и пройти!.. Н а стоящему человеку необходимы любовь и борьба. В этом, именно в этом сущая диа лектика отношения к Родине. Словами по эта она выражена так: Отечество славлю, которое есть. Но трижды — которое будет... Проблема любви и действия составляет главную цель и сущность воспитания людей, особенно — молодежи. Суметь связать в каждом человеке яркую любовь к Родине со страстным желанием сделать все, на что он способен для ее дальнейшего процветания, — вот в чем вопрос вопросов! Если наши идеи станут убеждениями, а убеждения — делами, высший предел воспитания будет достигнут. Честные и благородные люди уже давно понимают, что наша цивилизация движется ко всеобщему коммунистическому сущест вованию, которое соединит любовь к Роди не с любовью к человечеству. Ф. Энгельс го ворил, что «в рабочем движении п о д л и н- н о национальные идеи... являются и подлинно и н т е р н а ц и о н а л ь н ы м и » . Нельзя пройти мимо претензий ру ководителей некоторых стран на превосход ство их народов,— и генетическое, и исто рическое,— над другими народами. Конечно, мы благодарны египтянам и шумерийцам, грекам и римлянам, создавшим первые ци вилизации и оказавшим значительное влия ние на развитие других народов и стран. Немалый вклад в развитие человечества внесли Индия и Китай. Но наша глобаль ная цивилизация сильна не только этим, а, прежде всего, совокупным вкладом, бук вально всех народов, ранее или позже вы ходивших на мировую арену. Замечательно, что именно немецкий мыслитель ХУТП века Г. Э. Лессинг писал: «Я... вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой- либо способностью преимущственно перед другими...» ' Все претензии на арийские преимущест ва, право на первородство семитов или не повторимость американской деловитости, как и иные подобные, по меньшей мере смехотворны и неблагородны, если не ска- зать — наивны и наглы. Величие народа той. или иной страны измеряется не тем, когда о нем заговорила история, а тем, ку да он зовет человечество, какими идеями он руководствуется. Крайне унизительными, и не для других, а для самих авторов, являются «идеи» о передаче интеллекта всем людям от како го-то одного племени или группы племен. Разум возник как средство борьбы за су ществование, он побуждал к труду и в большей мере труду обязан своим развити ем. Не кто-то более умный обучал труду удаленные от Месопотамии и Египта стада полулюдей, а все они сами неизбежно и бе зусловно в одно и то же время стали мыс лящими и трудящимися. Что^ же касается национальных особен ностей народов, то они составляют лишь ■грани единого человеческого сообщества. Кстати, не так-то легко сказать, кто первым открыл способ получения огня или изобрел одежду, южане или северяне. Кто научил ся сооружать жилища и одомашнил живот ных. Тут, как говорится, бабушка надвое гадала. Пшеница и просо, индейские куку. руза и томаты разбрелись по всему свету. А греки и италики, вступая в сношения с соседними галлами и славянами, не только их обогащали, но и заимствовали у них не меньше. Настоящий патриотизм является одной из могущественных побудительных сил высо кой нравственности и морали. Эта взаим ность прослеживается издревле. «Достоин ство человека измеряется силою его патри отизма»,— писал Н. Г. Чернышевский. Действительно, отчего идут цели, которые воздвигает перед собой личность? Что она считает своим счастьем? Чему посвящает жизнь? Ответы на все эти вопросы помога ют найти отношение к Родине, к задачам, которые стоят перед ее народом. Мне в жизни, видимо, повезло. И до вой ны, и во время войны, и в мирные времена я дружил или был знаком с людьми, кото рые видели свое счастье в счастье нашего общего Отечества. Это были люди, жившие интересами дел, в которых остро нужда лась наша страна. Перечислить всех конеч но невозможно. Приведу лишь наиболее яркие примеры. Во всяком случае, такими они кажутся мне. Д ядя Миша Баталин. Друг моих детских лет, моряк дальнего плавания, механик па рохода «Трансбалт», плававшего на линии Одесса—Владивосток. Мужественный и очень добрый человек, любивший детей. Его рассказы о море и тоске по родине в далеких плаваниях мы слушали с трепетом душевным. Он сдружил меня с морем, ко торому впоследствии я посвятил всю свою жизнь. Михаил Иванович умер в плавании и был похоронен по морскому обычаю. Николай Евдокимович Авилов -т- ■наш мастер в ремесленном училище. Он мечтал сделать нас слесарями е золотыми руками
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2