Сибирские огни, 1984, № 5
ОЧЕРК 1Л ПЯБМЛШЛСТИКЛ Георгий Мигиренко, профессор, лауреат Ленинской премии. МЫСЛИ о РОДИНЕ... Мне всегда казалось, что человек, лишен ный четко обозначенного чувства привя занности к отечеству, либо еще не человек, либо уже не человек. Поэтому так много значительны слова А. Н. Радищева: «...ис тинный человек и сын Отечества- есть одно и то же... которого сердце не может не тре петать от нежной радости при едином име ни Отечества..:» Я не хотел бы никого обидеть, но нель зя воистину любить свою страну, принижая достоинства или унижая национальные чув ства других народов. Скажем, в США, по моим представлениям (а я там бывал не раз), добрых две трети людей обязательно вспоминают о земле предков. Одни говорят: «Мои родители приехали сюда из Ирлан дии», другие — из Франции или Италии, из Китая и Японии... И всякий раз при этом вы слышите затаенную горечь или гор дость. Нью-Йорк и особенно Сан-Франциско фактически состоят из национальных райо нов, в которых люди по нравам и обычаям продолжают жить так, как жили и живут их предки, их народы. Наша же земля — земля исконная. Она полита потом и кровью наших пращуров, освоена и цивилизована славянскими пле менами, как и Армения, Грузия, Литва и Латвия, Казахстан и Узбекистан — своими предками и предшественниками. Конечно, жили здесь и скифы, селились греки, финно- угорские племена. Многие народы и нации заселяли Урал и Сибирь, Дальний Восток. Но одни из них слились со славянами, дру гие продолн^ают жить и развиваться как са мостоятельные нации и народности. От этого исконность наших земель не потерпе ла ущерба. Патриотизм, как и все исторически сло жившиеся категории, изменяется вместе с историей. Он имеет классовый характер. Одно отношение к. родине у фараона, мо нарха и капиталиста: они, по сути дела, презирают свой народ, созидающий родину и ее богатства; При случае они готовы про- Как женщину, ты родину любил... Н. А. Н е к р а с о в дать родицу и народ, только бы удержать ся у власти. И примеры этого мы наблюда ем по сей день. Иное отношение к родимой земле у тружеников. Она для них не только корми лица, но И/ утешение. Неспроста они гово рят: пусть на чужбине идет золотой дождь, а на родине каменный, все равно мой край для меня дороже. Меняется связь народа со своей родиной и с общественными укладами. Поскольку социальные революции несут простому че ловеку — хозяину отечества и относитель ную свободу, и определенное облегчение, степень привязанности к родным краям возрастает. И она достигает апогея при на родной власти, при социалистической фор мации. При этом героизм в труде и на по лях сражений становится массовым. Тогда действительно «и робкого делает храбрым слово Отчизна»... Здесь невольно вспоминается Великая Отечественная война. Ноябрь 1941 года. Враг у ворот Москвы. Он стиснул в кольце Ленинград и отнял у нас Украину. Это бы ло грандиозное горе. Но ни на долю секун ды не возникало сомнений в том, что мы освободим свою Отчизну, изгоним гитле-' ровскую орду. На чем покоилась эта уве ренность и несгибаемость? На любви к нашему прославленному и необыкновенно му Отечеству, на бесспорности правоты нашего святого дела. И через все испыта ния военных лет пришла Победа. Сейчас американские горе-трубадуры че рез. иерихонскую трубу современных техни ческих средств‘пытаются заверихь мировое' общественное мнение в том, что мы обладаем превосходством в средствах ве дения войны и имеем злые намерения. Думаю, однако, что главное, чего они боят ся,— это наших светлых убеждений и неви данного в истории патриотизма, героиче ских возможностей народа, которому есть
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2