Сибирские огни, 1984, № 4

— Кароший человек? — интересуется старый охотник. — Зам ечательный человек,— отвечает Фомич. Ч ер ез несколько минут Бараан Назыты распрощ ался с нами и п о ­ шел в наш лагерь. Там он, конечно, кому-то снова п окаж ет свой пирит. Это для гарантии. Н ад еет ся старик на что-то. Эх, мечты, мечты, где в а ­ ша сладость !.. СлеЭ в тайге С егодня мы обсл едов али р усло одной безымянной речушки. М а р ­ шрут легкий, короткий и неинтересный, идти по нему — скука одна. И Фомич шел какой-то угрюмый, хмурый, наглухо замкнутый в свои думы . Очевидно, он все ещ е находится под впечатлением ночного р а з ­ говора, внутренне остро п ер еж ивает р а злук у с хорошим с о б е с е д н и ­ ком. Я несколько раз пытался развеселить его смешными репликами, но ничего не вышло. Фомич или рассеянно отмалчивался, или р а зд р аж ен ­ но бурчал: «В огороде бу зина , в Киеве дядьк а ...» Это значит: не при­ ставай , мол, ко мне, б е з тебя тошно!.. И сподволь н аблю дая за на ­ строением Фомича, про себя дум аю : «Эх, милый, бесконечно обая т ел ь ­ ный, добрый мой др у г и наставник, что с тобою сд ел ал старый б ал абон з а одну ночь! Я самым настоящим обр а зом ревную т ебя к Б ар а а н у Н а ­ зыты. Это он виноват, что ты целый день грустишь. Это он своим вн е­ запным , как призрак, появлением из тьмы и таким ж е скорым и сч езн ов е­ нием р а збер едил твою неж ную , легкораним ую душ у. Б удь он н ел аден со своим пиритом!..» Д а , Фомича не узнать сегодня , с ним что-то происходит. И ведет себя странно, на маршрут почти не обр ащ а ет внимания, чего раньш е никогда не бывало. Ещ е удивительнее всего то, что он б е з конца рвет и отправляет в рот черемшу. Этой травы он в течение дня съел охапки дв е, честное слово, не преувеличиваю . О бр азн о говоря, Фомич сегодня пасся в л есу , как лош адь... Во время об еденн ого перерыва я прочитал ещ е один отрывок из запи сок Фомича. Он посвящен кедру. Фомич считает это дер ев о чуть ли не самым ценным из всех растений нашей зеленой планеты . Он просто- напросто обож ествляет кедр, приписывая ем у прямо-таки сказочные, чудодейственны е свойства. Если верить Фомичу, то б е з к едра чел ов еч е­ ство не смогло бы так долго сущ ествовать. Тут мой мудрый наставник, конечно, чересчур загиба ет. Фомич пишет, что др евесина к едра сл уж и т лю дям как незаменимый материал для столярных и зделий , из орехов выжимают масло, которое по вкусовым качествам нисколько не у ст у ­ пает знам енитому оливковому маслу. И з шишек и скорлупы получают органические краски и дубильны е экстракты , д аж е хвоя и та не долж н а даром пропадать. Е е м ожно использовать как сырье для прои зводства лекарств, витаминов и ароматных веществ. Кром е того, в кедровых л е ­ сах в изобилии растут всевозможны е ягоды и грибы, обитаю т р а зн о ­ образн ейш и е виды пушных зверей вплоть д о соболя. В с е это описано Фомичом со знанием дел а и, вероятно, с большой научной д о ст о в ер ­ ностью. П о крайней мере я лично не нашел бы ни одного аргумента против высказываний Фомича. В связи с этим опять ж е , который уж е р а з, меня удивляет одно: что за человек это'г дорогой м оем у сер дц у Фомич? Я знаю , что геолог он, специалист по камням , по неживой при ­ роде. Тогда откуда он почерпнул столь глубокие сведения о кедре? Уму непостижимо!.. Теперь по секрету ск аж у вам , что Фомич написал свой трактат о кедре, сидя под кедром . Это мне доподлинно известно. И вывод сдел ал он далеко идущий, который сводится к тому, что основное богатство данного региона не руда ценного м еталла, а кедр. Вот так! Д ел а я т а ­ кой вывод, Фомич, очевидно, ничуть не ум аляет, не приниж ает зн ач е­ ние нашего открытия, а наоборот, как бы предвидит возникновение в 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2