Сибирские огни, 1984, № 4

в Антарктиде сейчас работает Двадцать седьмая экспедиция. Многое изменилоеь, но не изменилось главное; Антарктический континент продолжает оставаться тем единственным местом на нашей планете, где возникают самые теплые взаимоотноше­ ния между людьми, где осуществляются самые передовые в мире идеи дружбы наро­ дов разных стран, где мир победил войну. Крепнет международное сотрудничество в южнополярной области. В мае 1980 года собравшиеся в Канберре представители сГран-участниц Договора выработали Конвенцию по охране живых ресурсов Антарктики. В частности, в связи с возрастаю­ щим рыбным промыслом в Южном океане около 35 миллионов квадратных километ­ ров океана будут защищены от избыточного лова. Это ли не выдающийся пример заботы человека о природе? В настоящее время 15 научно-исследовательских и транспортных судов, субси­ дируемых странами — членами Научного комитета гю антарктическим исследованиям, принимают участие в одной из крупнейших международных биолого-океанографиче- ских программ ФАЙБЕКС и Первом международном эксперименте БИОМАСС. Продолжаются исследования по ряду долговременных международных программ; климатологической, комплексной, океанологической программы ПОЛЭКС— Юг, гео- логеофизической. Международного антарктического гляциологического проекта и других. Увеличивается число антарктических станций. Кроме вступившей в строй в Г980 году седьмой советской станции Русская, в марте 1981 года начала работу первая станция ФРГ — «Георг фои Нимайер». Создание ьюстояьчной научной станции плани­ рует н Индия. В Антарктиде появляется новая техника. По сообщению журнала «Антарктик», японская экспедиция планирует применение транспортеров на воздушной подушке. Их исгюльзование в период разгрузочных работ на припайном льду, а также при ра­ боте в трещиноопасных районах представляется весьма перспективным. В будущем машины на воздушной подушке могут стать одним из основных видов антарктиче­ ского транспорта. Заменяются и самолеты, морские суда. ФРГ специально для Антарктиды гоьговит лыжный вариант тяжелого турбовинтового транспортного самолета «Транзаль» грузо­ подъемностью около 16 тонн с радиусом дальности полета около 60Ш километров. А полеты в Антарктиду тяжелых колесных самолетов ИЛ-18 Д по маршруту Москва — Аден — Мапуту — Молодежная стали обычным явлением. Из новых судов следует отметить построенный в Финляндии новый аргентинский ледокол «Алмиранте Иризар» и новый американский ледокол «Полар Си». Есть по­ полнение и в советской антарктической научно-исследовательской флотилии. Предсказывать, какой будет Антарктида через несколько лет или десятков лет, занятие в большей степени неблагодарное. В начале 60-х годов нашего века такие видные исследователи шестого континента, как М. М. Сомов, Ф. Лоу, Д. Жерлаш, полагали, что уже в 80-е годы в Антарктиде будут добывать цинк, свинец, серебро и золото, появятся подземные города с атомными электростанциями, будут созданы привычные условия для жизни работников и их семей, выстроены школы для детей ученых и техников, появятся круглогодичные аэропорты, а к берегам Антарктиды бу­ дут подходить караваны транспортных судов с атомными ледоколами. Действительность 80-х годов, как мы знаем, несколько иная. Не вызывает сомне­ ния, что в предвидимом будущем экономико-географическое положение Антарктиды — этого гигантского резерва мировой экономики — существенно изменится. Но как скоро это произсйдет — лучше не гадать. «За последние годы некоторые загадки ледяного континента разрешены. Но Ан­ тарктида еще полна тайн, ее нельзя покорить усилиями даже десятков экспедиций»,— почти 20 лет назад говорил известный ученый, специалист в области изучения поли- тикоэкономьиеских проблем южной полярной области С. Б. Слевич. Прошли годы, но и сейчас Антарктида еще недостаточно изведана. Вот почему на многочисленных советских и зарубежных антарктических станциях продолжают нести свою вахту ученые из самых разных стран мира. В составе работающих сейчас станций есть и наши товарищи, зимовщики станции Востсж Двадцать четвертой экспедиции. Олег Николаевич Струин возглавляет зимовочный коллектив станции Беллинс­ гаузен. После нашей зимовки он уже побывал на антарктическом континенте в каче­ стве начальника регулярных авиарейсов М осква—Молодежная. И вот теперь снова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2