Сибирские огни, 1984, № 4
в Антарктиде сейчас работает Двадцать седьмая экспедиция. Многое изменилоеь, но не изменилось главное; Антарктический континент продолжает оставаться тем единственным местом на нашей планете, где возникают самые теплые взаимоотноше ния между людьми, где осуществляются самые передовые в мире идеи дружбы наро дов разных стран, где мир победил войну. Крепнет международное сотрудничество в южнополярной области. В мае 1980 года собравшиеся в Канберре представители сГран-участниц Договора выработали Конвенцию по охране живых ресурсов Антарктики. В частности, в связи с возрастаю щим рыбным промыслом в Южном океане около 35 миллионов квадратных километ ров океана будут защищены от избыточного лова. Это ли не выдающийся пример заботы человека о природе? В настоящее время 15 научно-исследовательских и транспортных судов, субси дируемых странами — членами Научного комитета гю антарктическим исследованиям, принимают участие в одной из крупнейших международных биолого-океанографиче- ских программ ФАЙБЕКС и Первом международном эксперименте БИОМАСС. Продолжаются исследования по ряду долговременных международных программ; климатологической, комплексной, океанологической программы ПОЛЭКС— Юг, гео- логеофизической. Международного антарктического гляциологического проекта и других. Увеличивается число антарктических станций. Кроме вступившей в строй в Г980 году седьмой советской станции Русская, в марте 1981 года начала работу первая станция ФРГ — «Георг фои Нимайер». Создание ьюстояьчной научной станции плани рует н Индия. В Антарктиде появляется новая техника. По сообщению журнала «Антарктик», японская экспедиция планирует применение транспортеров на воздушной подушке. Их исгюльзование в период разгрузочных работ на припайном льду, а также при ра боте в трещиноопасных районах представляется весьма перспективным. В будущем машины на воздушной подушке могут стать одним из основных видов антарктиче ского транспорта. Заменяются и самолеты, морские суда. ФРГ специально для Антарктиды гоьговит лыжный вариант тяжелого турбовинтового транспортного самолета «Транзаль» грузо подъемностью около 16 тонн с радиусом дальности полета около 60Ш километров. А полеты в Антарктиду тяжелых колесных самолетов ИЛ-18 Д по маршруту Москва — Аден — Мапуту — Молодежная стали обычным явлением. Из новых судов следует отметить построенный в Финляндии новый аргентинский ледокол «Алмиранте Иризар» и новый американский ледокол «Полар Си». Есть по полнение и в советской антарктической научно-исследовательской флотилии. Предсказывать, какой будет Антарктида через несколько лет или десятков лет, занятие в большей степени неблагодарное. В начале 60-х годов нашего века такие видные исследователи шестого континента, как М. М. Сомов, Ф. Лоу, Д. Жерлаш, полагали, что уже в 80-е годы в Антарктиде будут добывать цинк, свинец, серебро и золото, появятся подземные города с атомными электростанциями, будут созданы привычные условия для жизни работников и их семей, выстроены школы для детей ученых и техников, появятся круглогодичные аэропорты, а к берегам Антарктиды бу дут подходить караваны транспортных судов с атомными ледоколами. Действительность 80-х годов, как мы знаем, несколько иная. Не вызывает сомне ния, что в предвидимом будущем экономико-географическое положение Антарктиды — этого гигантского резерва мировой экономики — существенно изменится. Но как скоро это произсйдет — лучше не гадать. «За последние годы некоторые загадки ледяного континента разрешены. Но Ан тарктида еще полна тайн, ее нельзя покорить усилиями даже десятков экспедиций»,— почти 20 лет назад говорил известный ученый, специалист в области изучения поли- тикоэкономьиеских проблем южной полярной области С. Б. Слевич. Прошли годы, но и сейчас Антарктида еще недостаточно изведана. Вот почему на многочисленных советских и зарубежных антарктических станциях продолжают нести свою вахту ученые из самых разных стран мира. В составе работающих сейчас станций есть и наши товарищи, зимовщики станции Востсж Двадцать четвертой экспедиции. Олег Николаевич Струин возглавляет зимовочный коллектив станции Беллинс гаузен. После нашей зимовки он уже побывал на антарктическом континенте в каче стве начальника регулярных авиарейсов М осква—Молодежная. И вот теперь снова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2