Сибирские огни, 1984, № 4
ЙЯКЯ тепло встретили американских летчиков, которые переночевали на Востоке Пусть это совпадение, но достаточно символическое: этот же экипаж вывозил впослед: ствии в Новую Зеландию тяжело заболевшего советского полярника. Такая взаимо помощь играет существенную роль во всем укладе жизни полярников разных стран На этот раз к нам на станцию прибыло 22 человека, из н их- 7 членов экипажа самолета. Женщины не прилетели, хотя все мы очень ждали Мишель - мужественную двадцатичетырехлетнюю девушку-врача, зимовавшую в период нашей экспедиции на Южном полюсе.- Это первая представительница прекрасного пола, проведшая год в тяжелейших условиях жизни и работы на антарктическом плато. Д ля работы в летний сезон к нам на Восток прилетели трое американских буро виков. Они привезли с собой целый вагон оборудования — от теплобуров собственной конструкции до маленьких мотонарт. Этим же самолетом к нам прилетел и сменщик Джона —■Рекс Алэн Хансон. Это с ним Джон так бурно обнимался. Гости, сопровождаемые Струйным и нашими ребятами, идут осматривать стан цию, где уже приготовлен традиционный «русский стол». Будет маленькая торжествен ная часть, а потом начнется знаменитый «чейндж» — обмен сувенирами. «Чейндж» приобрел такой размах, что начальники зимовочных коллективов Востока стали всерь ез беспокоиться. Особой популярностью у американцев пользуются наши шапки-ушан- кн с кожаным верхом, марки и конверты, наборы открыток с видами советских горо дов, русская водка, специальные наручные часы с контуром Антарктиды и двадцати четырехчасовым циферблатом, русские папиросы и прочая и прочая. Американская сторона предлагает те же марки и конверты, темно-синие, расшитые золотом фирмен ные фуражки Антарктической экспедиции США, наборы очень красивых нашивок-эм блем на полярную тематику, виски, сигареты, а также «и прочая и прочая». Но глав ный пред.мет обмена — негативы. В моей антарктической коллекции есть фотографии всех американских антарктических станций, поразительно красивых «Сухих долин», хижины Роберта Скотта на острове Росса, стоящего на Мак-Мердо бюста адмирала Берда, символического Южного полюса, увенчанного металлическим шаром обелиска, гонок собачьих упряжек на Скотт Бейз со знаменитыми «хаски» — эскимосскими лай ками. Группа, оставленная Струйным, начинает помогать разгружать «Геркулес». Прав да, помогать особо нечего — почти все механизировано. Внутри этот самолет похож на громадный железнодорожный вагон. Стенки фюзеляжа сплошь покрыты хитросплете ниями кабелей, трубопроводов, различными механизмами. Тяжелый самолет ЛС-130 «Геркулес» помимо своих основных транспортных функ ций используется и как летающая лаборатория для выполнения различных исследова ний. В пол вделаны шарикоподшипники, по которым лебедка перемещает грузовые те лежки. По спущенному грузовому трапу, находящемуся в хвосте самолета, они выка тываются наружу, а после разгрузки лебедкой же поднимаются назад в грузовой отсек. Со всем этим хозяйством управляется один человек — лоуд-мастер Гарри. Интересно, что всей вспомогательной работой по обеспечению исследований Ан тарктической экспедиции США (обслуживание технических средств и транспорта, строительств'О станций и временных баз, руководство перевозками людей и грузов и так далее) занимаются частные фирмы. На протяжении ряда лет такой фирмой была «Холмс энд Наркер». Человек в красном антарктическом костюме, стоящий у самолета, представляет фирму «Ай Ти энд Ти», оттеснившую в прошлом году свою соперницу. Вообще, по мнению Джона, в противоположность прошлым годам в деятельности экспедиции США намечается тенденция медленного перехода ряда функций от Воен но-морского флота к гражданским организациям. Сейчас все, даже самые крупные объ екты, строятся гражданскими специалистами. Если исключить военную базу Мак-Мер-, до, то на остальных американских станциях — Южном полюсе, Палмер и Сайпл —•пер сонал является исключительно гражданским (правда, на Сайпл и Палмер есть военные фельдшера). Тем не менее, по мнению самих же американцев, процесс «передачи власти» будет длительным. И не только из-за масштаба работ, которые необходимо будет передать в руки гражданских лиц, а, главным образом, вследствие их специфики. Чаще всего ссылаются, например, на то, что летать в полярных районах могут лишь военные лет чики. Гражданская авиация США, дескать, опыта таких полетов не имеет. Звучит такая ссылка, честно говоря, не совсем убедительно. Так ли уж незамени мы военные пилоты? Ведь в полярном штате Аляска у американцев имеется немало
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2