Сибирские огни, 1984, № 4
Советским экспедициям труднее. Участников сезонных работ и новую смену зи мовщиков в Антарктиду везут на судах, а это занимает два-три месяца. Судам можно было бы выходить раньш е— не в конце октября, как обычно,— а, предположим, в сен тябре. Но тогда не подойдешь к материку; ледовая обстановка настолько сложна, что реальная возможность высадить людей на берег шестого континента создается только в отведенном природой очень узком временном интервале с середины декабря. Можно ли сдвинуть этот срок в сторону более оптимального погодного режима Вероятно, да. Прежде всего, путем применения тяжелых самолетов и создания воздушного моста Родина — Антарктида. Взяв на себя доставку хотя бы сезонных участников экспедиций и части необходимого оборудования, тяжелые самолеты значительно ускорят перевоз ку людей и грузов и сделают возможной сезонную работу в период наиболее благо приятных погодных условий. Большая экономия во времени позволит резко повысить эффективность работ ученых непосредственно в Антарктиде. Советские .большие авиалайнеры в Антарктиде уже побывали. 25 декабря 1961 го да самолеты ИЛ-18 (командир А. С. Поляков) и АН-12 (командир Б. С. Осипов) закон чили десятидневный перелет по маршруту Москва — Антарктида протяженностью в 25000 километров и приземлились в оазисе Бангера. Впервые в истории была проложе на трасса, соединяющая Европу и Антарктиду, и показана принципиальная возможность установления постоянного воздушного сообщения между Советским Союзом и шестым материком. В ноябре 1963 года из Москвы вылетела Вторая воздушная антарктическая экспе диция под руководством А. Ф. Трешникова. Два самолета ИЛ-18 (командиры А. С. Поляков и Н. П. Ступишин) уверенно совершили посадку в Мирном, а затем благополучно возвр'атились в Москву. Было еще раз подтверждено, что Мирный тяжелые самолеты принимать может. С 1970 года главной базой советских антарктических экспедиций и региональным антарктическим метеорологическим центром (АМЦ) стала станция Молодежная, распо ложенная в западной части Земли Эндерби на южном берегу залива Алашеева. На АМЦ был начат регулярный прием и обработка информации с советских и американ ских метеорологических искусственных спутников земли, создан мощный радиоцентр, значительно расширены программы научных исследований по аэрометеорологии, геофи зике, гляциологии, началась работа по оперативному синоптическому обеспечению дея тельности научно-поисковых и промысловых судов Министерства рыбного хозяйства СССР, судов Советской антарктической экспедиции, а также ее самолетов и вертолетов. Сложность решаемых задач потребовала строительства на станции новых производст венных объектов, в частности, комплекса для ракетного зондирования атмосферы и вы числительного центра. Соответственно значительно увеличилось число зимовщиков, а вскоре станция Молодежная стала самой крупной среди советских антарктических стан ций и по этому показателю. Аэродром для тяжелых самолетов теперь стало целесооб разно строить не в Мирном, а в районе оазиса Молодежный. Однако на Молодежной выходов скальных пород достаточной протяженности и несложного ' рельефа, необходимых для строительства взлетно-посадочной полосы (ВПП), не оказалось. И тогда советские инженеры приняли смелое решение: создать полосу на ледниковом покрове, используя в качестве строительного материала снег и фирн. На созданном путем механического уплотнения снега покрытии смогут призем ляться не только тяжелые колесные самолеты нашей гражданской авиации (типа ЙЛ-18, АН-12, ИЛ-62, ИЛ-76), но и близкие по классу авиалайнеры других стран, в том числе основные транспортные самолеты Шестой антарктической эскадрильи США «Геркулес» ЛС-130 и приходящий ему на смену «Старлифтер» С-141. В настоящее время аэродром на Молодежной уже построен и в период работы 25 САЭ примет первый сам о л ет__ лайнер ИЛ-18 Д. Тяжелые самолеты смогли бы снабжать топливом и продовольствием и нашу стан цию. В свое время американские тяжелые самолеты «Глобмастер», действительно, пол ностью обеспечили строительство на Южном полюсе новой научной станции, доставив КЗ Новой Зеландии на место строительства около 760 тонн грузов. Взлетно-посадочная полоса Востока постоянно принимает прилетающие из Мак-Мердо «Геркулесы». Вероят но, на нее без особенных доделок смогут садиться и отечественные тяжелые машины. Они смогут доставлять до 12 тонн груза за рейс, причем доставка каждой тонны, по подсчетам специалистов, обойдётся в 4 раза меньше, чем на самолете ИЛ-14. И конеч но, самолету дадут возможность болёе целесообразно использовать «Харьковчанки», превратив их в машины науки (для чего они, собственно, и были спроектированы). 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2