Сибирские огни, 1984, № 4
я свежпх продуктов, и полуфабрикатов, и соков - в общем, полный ассортимент. И повар теперь с походниками ездит. Не то что раньше — врач за все отдувался: и врач, и повар, и сменный водитель — Фигаро, в общем. Но аппетита у ребят нет. Целый день гул и грохот. Непривязанный не уснешь — сбросит от толчков. Хуже, чем на ко рабле. На морозе «пальцы» у траков летят один за одним, и буксирные крюки лопаются как игрушечные. Вот и машем кувалдами, невзирая на лица и звания. Энерготраты страшные, калории л е т ят— только успевай считать. Кажется, съел бы целого кабана. А поднимешься обратно в салон — снова грохот, лязг, тряска — и аппетит пропадает. Вот и худеют ребята. Походники теряют в весе от 3 до 9 килограммов. Конечно, врач похода пытается регулировать режим труда, отдыха и питания, проводит допольщтельную витаминиза цию продуктов, но требуются и специальные исследования. — Д а ты полезь в «Харьковчанку», посмотри, как мы живем,— продолжает Ге- да,— в новой модели еще ничего, комфорт, максимально возможный в таких условиях. Отопление центральное, чисто, светло. А в старых — соляровая печка-«капельница» коп тит, загазованность. Было бы больше новых «Харьковчанок»— было бы совсем другое дело. И ломакугся они намного реже. А каждый ремонт— это ссадины, ушибы. Д а и отморожение себя ждать не заставит; шплинты в перчатке не поставишь, а кожа к металлу так. и липнет. — Ты не сильно-то пугай восточников,— вмешивается зашедший в баню Сафо нов.— Старая «Харьковчанка» тоже такая машина, что куда до нее американским «сноу-кэтам» («снежным котам»). Пятьсот лошадей! Тридцать четыре тонны веса, а легко идет по рыхлому снегу, да еще и 60 тонн в санях за собой тянет. Тот же «сноу- кэт» больше 5 тонн не берет. Д а их во всей Антарктиде не хватит, чтобы один ваш Во сток снабдить соляром и оборудованием, На «Харьковчанке» и не заблудишься никог да: три компаса стоят, как на хорошем корабле. И пеленгатор есть, и своя радиостан ция. Восемь спальных мест! Кухня с электротермосами, снеготаялками. Туалет и тот есть! Это уж точно— все удобства!— подогревает пыл Сафонова втиснувшийся в нашу тесную баньку радист похода Витя Харитонов.— Десяток раз сходишь в поход — и, пожалуйста: всю жизнь можешь сидеть на полном государственном обеспечении. Это еще почему? — почувствовав подвох, подозрительно спрашивает Анатолий Иванович, А по причине сотрясения мозга,— с самым невинным видом отвечает Виктор.— Как у дятла. Производственная травма! В «Харьковчанке» все что можно намертво прикрутить к корпусу — стулья, нары, бачки для воды — все прикрутили. Только про людей забыли. Когда она идет на полной скорости — не знаешь за что цепляться, чтоб не стукнуться. Самолеты нужны для транспортных целей! Тяжелые самолеты! Амери канцы на них завезли всю станцию Амундсен-Скотт целиком. От зданий до тракторов и вездеходов. И снабжают ее тоже самолетами. А «Харьковчанкам» пора в металло- дом,— заканчивает Витя и хитро нам подмигивает. — Это как? — даж е перестает мыться Сафонов.— Д а я тебя с похода сниму! Ну, предположим, Восток могут снабдить всем необходимым самолеты. У них аэродром есть. А научные походы?! Что же на каждом километре катать взлетно-посадочные полосы? По всей Антарктиде? Ты что это говоришь? Мы весело смеемся. Спор, конечно, шуточный, но и летчики, и походники, и мы полярники внутриконтинентальной станции — все больше начинаем говорить о тяже лой авиации. Вероятно, это веление времени. За применение тяжелых самолетов приво дится все больше и больше доводов. Вот и сейчас — прекрасная погода; яркое солнце, голубое небо, умеренный мороз (минус 40). Только бы и работать многочисленным сезонным исследователям, прихо дящим в Антарктиду на летний период. Однако ни одного из них на шестом материке еще нет. Суда только-только подходят к ледовому континенту. А когда сезонники при едут — погода станет уже другой. Потускнеет обжигающее яркое ньше солнце, дни ста нут ощутимо холоднее. У американцев сезонные работы по срокам значительно отличаются от наших. Первые транспортные самолеты приходят из Крайстчерча в конце октября, и уже к 15—20 января сезонные исследования, в основном, завершаются. Таким образом, за хватывается самый теплый комфортный период года, когда и субъективно работать легче и приятнее, и капризов погоды, влияющих на действия авиаторов и наземных транспортников, значительно меньше. ^ Сивирские огни № 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2