Сибирские огни, 1984, № 4
снаряды и различная аппаратура, тоже всю зиму пролежавшая в Мирном; у аэрологов практически закончились шары-зонды, и мрачный Ильин собирает их из ранее отбра кованных. Механики ДЭС все с большим беспокойством опускают щупы в солярные танки — топливо на исходе! Врачам поход везет аппарат УВЧ, зубоврачебное кресло, новые шкафы, астрономам — фотопластины и реактивы; радистам — новые магнито фоны и радиотелетайпы. Кроме трго, там же идут книги для станционной библиотеки, кинофильмы, большой бильярдный стол и так далее. А мне походники должны довез ти остаток приборов, стоявших на складе Востока в Мирном. Больше всего я жду настоящую заводскую центрифугу. Работать «с риском для жизни», во-первых, надоело, а во-вторых, Струин грозится совсем запретить использование Петиной самоделки. Но, что ни говори, а она свое назначение выполнила, и с успехом! А еще походники везут нам письма. И все их ждут со все возрастающим нетер пением. Как бы ни было хорошо получать радиограммы и время от времени слушать живой голос родственников, друзей и знакомых, но самые желанные вестники с Большой земли — это письма. Написанные рукой дорогого тебе человека, этим листочкам бу маги предстоит проехать, проплыть, пролететь тысячи и тысячи километров, пока они достигнут адресата. На нашу станцию письма приходят дважды, но оба раза в конце зимовки. В нача ле декабря транспортный поход из Мирного привозит письма годичной давности, от правленные с Родины последним, уходящим в Антарктику судном. Эти письма написа ны в двух,-трехмесячный срок со времени нашего расставания с родственниками, и но востей в них не так много. Вторую партию писем доставляют первым рейсом летчики. В них — новости самые что ни на есть последние. Но и те, и другие письма ждут с одинаковым нетерпением. Оставшиеся сто километров походники продвигались двое суток. Рано утром (хо тя утро сейчас понятие относительное — наступил полярный день) они вышли на рас стояние прямой видимости. В бинокль хорошо видны искрящиеся под ярким солнцем белые снежные буруны, летящие из-под траков передовой «Харьковчанки». Эти мощные современные машины, созданные специально для антарктических походов, появились на шестом материке в 1958 году и с тех пор являются флагманами наземного транспор та советских экспедиций. Особенно проявили себя эти машины в выдающихся внутри- континентальных походах Мирный — Южный полюс — Восток; Восток— Полюс Недо ступности — Молодежная и Молодежная — Полюс Недоступности — внутриконтинен- тзльная станция США Плато — Новолазаревская. «Антарктическими крейсерами» любовно называют полярники эти могучие, неприхотливые и комфортабельные машины. Сейчас в Антарктиде работает второе поколение «Харьковчанок»— еще более мощных и приспособленных для условий работы на шестом континенте, чем их легендарные предшественницы. В бинокль тяжело переваливающаяся на ухабах огромная «Харьковчанка» на фо не бескрайней снежной поверхности, действительно, напоминает ледовый крейсер. Это впечатление усиливается от радиомачты с развевающимся флагом и круглых, совсем корабельных, иллюминаторов вдоль салона машины. На борту — ярко-красные надписи «Харьковчанка-2» и «САЭ». Следом за передовым снегоходом идут две «Харьковчанки» старого поколения — № 21 и № 23. «Кафе «Лада»,— выведено на двадцать третьей. На всех трех машинах натянуты какие-то плакаты, но даж е в бинокль содержание надписей не разобрать. За флагманами маленькими косолапыми утятами послушно бегут тягачи с санями. Станция готовится к встрече. Виктор и вконец замотанный дежурный с доброволь ными помощниками Леней и Джоном, чертыхаясь, заканчивают необыкнове.чный торт, формой и размерами очень смахивающий на приближающиеся «крейсера». Радисты через наружный громкоговоритель передают соответствующие моменту бравурные мар ши. Струин раздает ракетницы для салюта. Механики завели мотор нашего тягача и предлагают всем желающим занимать места в кузове — хотят поехать навстречу поез ду. Но наш тягач последнее время часто ломается, поэтому все относятся к их пригла шению с подозрением. Саша Анфиногенов, так как с походом в качестве штурмана-ме- теонаблюдателя идет его друг Эдик Разанецкий, не выдерживает и уходит встречать пешком. Его фигура виднеется уже километрах в шести от станции, далеко за симво лическими входными воротами. Поход приближается. Механики все-таки решают ехать навстречу, и наш тягач с ревом, заглушающим ровный гул всех походных машин вместе взятых, медленно пол зет к входным воротам. И хотя Доманскнй, сидящий за рычага.ми, всем своим видом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2