Сибирские огни, 1984, № 4

ра имени Вахтангова, собравшему 100 000 рублей на постройку самолета «Вахтанго­ вен»,— мой привет и благодарность Крас­ ной Армии». Слова были знакомые — уста­ новилась уже форма таких телеграмм, но они взволновали. Наши войска продолжали наступать, настроение было приподнятое. И спек­ такль, который готовил театр, оказался под стать ему — «Слуга двух господ». Андрей Тутышкин придумал для пьесы Карло Гольдони изящное обрамление, и она засветилась неожиданными красками. ...Бродячая труппа добирается до одно­ го из городов и там, на площади, играет комедию Гольдони. Ее смотрят горожане — ее видят зрители. А когда заканчивает­ ся веселое представление, Труфальдино, Панталоне и другие персонажи его вновь превращаются в бродячих артистов и под грустную мелодию уплывают в гондоле... Это был спектакль Николая Плотнико- 22 — Труфальдино. Он играл своего героя не бойким малым, гораздым на всякие проказы, а умным слугою, немного медли­ тельным и прямодушным. Мог и хозяина обмануть такой слуга, и приврать, но не из озорства, а скорее потому, что так нужно, так правильно, по его разумению, будет. И в то ж е время его "Груфальди- но — добрая душа, хороший друг. Комедийный талант Николая Плотнико­ ва проявился в этом спектакле полно и ярко. Он, как и Труфальдино, не скупился на выдумку, и каждая реплика, каждый жест были расцвечены улыбкой. Его под­ держали Виктор Кольцов и Борис Шух- мин, представившие зрителям маски док­ тора Ломбарди и Панталоне. В роли флориндо дебютировал на вахтанговской сцене перешедший из омской труппы Сер­ гей Лукьянов. Его привел Алексей Дени­ сович Дикий. Премьеру играли к Международному женскому дню. А уже в апреле в афише появилось новое название — «Синий пла­ точек». Пьеса Валентина Катаева не планирова­ лась театром. Михаил Сидоркин и группа молодых артистов подготовили ее для вы­ ездных представлений и впервые показали в Омском Доме офицеров. Легкий, музы­ кальный спектакль сразу понравился зри­ телям. Сидоркин написал для него пролог, звучали песни, стихи, с подъемом играла молодежь — Елена Коровина (Даш а), На­ дежда Генералова (пионер Валя), Нина Архипова (Зоя Фиалкина), Лариса Паш­ кова (Надя Воронихина). В веселом эки­ паже танкистов выделялся Вася Девяткин — Н. Пажитнов. Успех пьесы В. Катаева побудил пере­ нести ее на основную сцену, и там она шла до самого отъезда театра. Кстати, это единственная его постановка, не показан­ ная затем в Москве. «Синий платочек» остался только омским спектаклем вах­ танговцев. И последним, сделанным в эва­ куации. ...Еще не сошлись танки под Прохоров­ ной, еще два года идти войне, а вахтан­ говцы все чаще думали о возвращении в Москву. Война всех сделала стратегами и если в октябре сорок первого люди ве­ рили, что устоит Москва, то весной сорок третьего не сомневались в приближении того часа, когда погонят врага с родной земли — и уже до Берлина. И только ста­ ло известно, что сломился фашист на Кур­ ской дуге, во многих далеких от фронта городах сразу заторопились, засобирались москвичи. Не высчитывали, сколько кило­ метров от передовой до столицы, не боя­ лись, что война вдруг повернет на во­ сток,— они недаром прожили в ней два года и точно знали, куда она идет. Был август сорок третьего года. В Лет­ нем театре Евгений Мравинскнй дирижи­ ровал Ленинградским симфоническим. В кино шли «Она защищает Родину» и «В старом Чикаго». А в не менее старом Ом­ ске готовились в дорогу вахтанговцы. Может быть, впервые они заметили, как ярко светит сибирское солнце. И театр те­ перь казался им красивым и уютным, жаль только сцена без «карманов»... Вахтанговцы были довольны: они непло­ хо потрудились здесь. Почти тысяча триста спектаклей и шефских концертов за двад­ цать два омских месяца. Не только в горо­ де — и в селах. Добирались туда нередко в непогоду, в дикие морозы, часто на от­ крытых машинах. Никакие тулупы не спа­ сали. Это тоже был фронт. Он шел через Сибирь, через нетопленные залы. Театр производил частицу той силы, той стойко­ сти, без которой не было бы победы. И хотя работал он в Омске в самые тяж е­ лые годы войны, увозил сейчас в Москву почти целиком обновленный репертуар, и какой... «Олеко Дундич», «Русские люди», «Сирано де Бержерак», «Фронт». Великий Вахтангов признал бы, что эти спектакли достойны созданного им театра. Они ста­ ли классикой советской сцены, о них гово­ рят, о них спорят до сих пор. Отметим снова и «Слугу двух господ», «Синий платочек», спектакли фронтового филиала, программы театра миниатюр. Наконец, постановку спектаклей в омских театрах, среди которых особо надо выде­ лить «Нашествие». Омские артисты и ре­ жиссеры прошли за два года такую шко­ лу, которая, без преувеличения, на многие десятилетия выдвинула театр в ряд луч­ ших коллективов республики. И еще одно существенное дополнение в послужной омский список Театра имени Вахтангова: здесь зачинались многие спек­ такли, показанные затем в столице. Рубен Симонов осуществил свою давнюю меч­ ту — подготовил «.Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве с Людмилой Целиковской в глав­ ной роли и Анатолием Горюновым, бле­ стяще сыгравшим в ней незадачливого полковника. Завершена была также вчер­ не работа над «Грозой» А. Островского с Ниной Русиновой в роли Кабанихи и пье­ сой К. Симонова «Жди меня» (но спек­ такль так и не вышел). Сделаны наброски к ряду других постановок, в том числе к «Великому государю» В. Соловьева и че­ ховской «Ведьме» — той самой, в которой Алексей Дикий являл омичам своего дьяч­ ка. ...Последние омские дни. Обходили дру­ зей, знакомых. Запасались чем можно — говорили, что в Москве плохо с продукта­ ми. Конечно, вахтанговцам помогли, и опять — «на самом высоком уровне». По­ хоже было, что город снаряжает дальнюю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2