Сибирские огни, 1984, № 4
ра имени Вахтангова, собравшему 100 000 рублей на постройку самолета «Вахтанго вен»,— мой привет и благодарность Крас ной Армии». Слова были знакомые — уста новилась уже форма таких телеграмм, но они взволновали. Наши войска продолжали наступать, настроение было приподнятое. И спек такль, который готовил театр, оказался под стать ему — «Слуга двух господ». Андрей Тутышкин придумал для пьесы Карло Гольдони изящное обрамление, и она засветилась неожиданными красками. ...Бродячая труппа добирается до одно го из городов и там, на площади, играет комедию Гольдони. Ее смотрят горожане — ее видят зрители. А когда заканчивает ся веселое представление, Труфальдино, Панталоне и другие персонажи его вновь превращаются в бродячих артистов и под грустную мелодию уплывают в гондоле... Это был спектакль Николая Плотнико- 22 — Труфальдино. Он играл своего героя не бойким малым, гораздым на всякие проказы, а умным слугою, немного медли тельным и прямодушным. Мог и хозяина обмануть такой слуга, и приврать, но не из озорства, а скорее потому, что так нужно, так правильно, по его разумению, будет. И в то ж е время его "Груфальди- но — добрая душа, хороший друг. Комедийный талант Николая Плотнико ва проявился в этом спектакле полно и ярко. Он, как и Труфальдино, не скупился на выдумку, и каждая реплика, каждый жест были расцвечены улыбкой. Его под держали Виктор Кольцов и Борис Шух- мин, представившие зрителям маски док тора Ломбарди и Панталоне. В роли флориндо дебютировал на вахтанговской сцене перешедший из омской труппы Сер гей Лукьянов. Его привел Алексей Дени сович Дикий. Премьеру играли к Международному женскому дню. А уже в апреле в афише появилось новое название — «Синий пла точек». Пьеса Валентина Катаева не планирова лась театром. Михаил Сидоркин и группа молодых артистов подготовили ее для вы ездных представлений и впервые показали в Омском Доме офицеров. Легкий, музы кальный спектакль сразу понравился зри телям. Сидоркин написал для него пролог, звучали песни, стихи, с подъемом играла молодежь — Елена Коровина (Даш а), На дежда Генералова (пионер Валя), Нина Архипова (Зоя Фиалкина), Лариса Паш кова (Надя Воронихина). В веселом эки паже танкистов выделялся Вася Девяткин — Н. Пажитнов. Успех пьесы В. Катаева побудил пере нести ее на основную сцену, и там она шла до самого отъезда театра. Кстати, это единственная его постановка, не показан ная затем в Москве. «Синий платочек» остался только омским спектаклем вах танговцев. И последним, сделанным в эва куации. ...Еще не сошлись танки под Прохоров ной, еще два года идти войне, а вахтан говцы все чаще думали о возвращении в Москву. Война всех сделала стратегами и если в октябре сорок первого люди ве рили, что устоит Москва, то весной сорок третьего не сомневались в приближении того часа, когда погонят врага с родной земли — и уже до Берлина. И только ста ло известно, что сломился фашист на Кур ской дуге, во многих далеких от фронта городах сразу заторопились, засобирались москвичи. Не высчитывали, сколько кило метров от передовой до столицы, не боя лись, что война вдруг повернет на во сток,— они недаром прожили в ней два года и точно знали, куда она идет. Был август сорок третьего года. В Лет нем театре Евгений Мравинскнй дирижи ровал Ленинградским симфоническим. В кино шли «Она защищает Родину» и «В старом Чикаго». А в не менее старом Ом ске готовились в дорогу вахтанговцы. Может быть, впервые они заметили, как ярко светит сибирское солнце. И театр те перь казался им красивым и уютным, жаль только сцена без «карманов»... Вахтанговцы были довольны: они непло хо потрудились здесь. Почти тысяча триста спектаклей и шефских концертов за двад цать два омских месяца. Не только в горо де — и в селах. Добирались туда нередко в непогоду, в дикие морозы, часто на от крытых машинах. Никакие тулупы не спа сали. Это тоже был фронт. Он шел через Сибирь, через нетопленные залы. Театр производил частицу той силы, той стойко сти, без которой не было бы победы. И хотя работал он в Омске в самые тяж е лые годы войны, увозил сейчас в Москву почти целиком обновленный репертуар, и какой... «Олеко Дундич», «Русские люди», «Сирано де Бержерак», «Фронт». Великий Вахтангов признал бы, что эти спектакли достойны созданного им театра. Они ста ли классикой советской сцены, о них гово рят, о них спорят до сих пор. Отметим снова и «Слугу двух господ», «Синий платочек», спектакли фронтового филиала, программы театра миниатюр. Наконец, постановку спектаклей в омских театрах, среди которых особо надо выде лить «Нашествие». Омские артисты и ре жиссеры прошли за два года такую шко лу, которая, без преувеличения, на многие десятилетия выдвинула театр в ряд луч ших коллективов республики. И еще одно существенное дополнение в послужной омский список Театра имени Вахтангова: здесь зачинались многие спек такли, показанные затем в столице. Рубен Симонов осуществил свою давнюю меч ту — подготовил «.Мадмуазель Нитуш» Ф. Эрве с Людмилой Целиковской в глав ной роли и Анатолием Горюновым, бле стяще сыгравшим в ней незадачливого полковника. Завершена была также вчер не работа над «Грозой» А. Островского с Ниной Русиновой в роли Кабанихи и пье сой К. Симонова «Жди меня» (но спек такль так и не вышел). Сделаны наброски к ряду других постановок, в том числе к «Великому государю» В. Соловьева и че ховской «Ведьме» — той самой, в которой Алексей Дикий являл омичам своего дьяч ка. ...Последние омские дни. Обходили дру зей, знакомых. Запасались чем можно — говорили, что в Москве плохо с продукта ми. Конечно, вахтанговцам помогли, и опять — «на самом высоком уровне». По хоже было, что город снаряжает дальнюю
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2