Сибирские огни, 1984, № 4
робно. Только во «Фронте» такой стол должен создать атмосферу заседания, своего рода судебного разбирательства. Это верно и по сути: спектакль обязан стать судом над Иваном Горловым, «гор- ловщиной». «Горловщина»,— напишет позд нее Р. Н. Симонов,— это неумение хоть сколько-нибудь критически видеть самого себя, свои недостатки, свою осталость. «Горловщина» — это проникновение мещан ской психологии в советский быт. «Горлов щина» — это своего рода современное «генеральство», ощущение себя «выше» откружающего общества советских лю дей» А посему — долой занавес! Обращаться артисты часто будут не к партнерам, а к судьям. Они сидят в зале... Вадим Рындин точно реализовал этот замысел. Он перекрыл оркестровую яму, поставил на ее место большой стол под зеленым сукном, кресло, несколько стульев. Минимум обстановки, все внимание со средоточено на действии, на актерах. Они максимально приближены к зрителю. Подготовительная работа заняла немало времени, однако Р. Н. Симонов твердо ре шил: к XXV годовщине Октября спектакль должен быть готов. Оставалось всего не сколько недель, таких сроков театр еще не знал. Но на первую репетицию в Дом Красной Армии (днем в театре шел спек такль омичей) Рубен Николаевич пришел, уже хорошо зная, что он хочет делать и как делать. Как всегда подтянутый, эле гантный, он выглядел в этот день особен но торжественно. Артисты почувствовали значительность события. Обычно в начале работы, еще не зная текста, они читают его монотонно, пытаются лишь нащупать роль, а здесь Дикий-Горлов буквально с первой репли ки— «Пусть зайдут!», обращенной к адъютанту (В. А. Колчин) и подчеркнутой решительным жестом, начал играть. Эф фект этого немедленного включения в роль был настолько велик, властный командую щий фронтом предстал таким узнаваемым, что все, даж е Симонов, немедленно под няли головы; «Горлов!». Этот эпизод, как и другие подробности работы над «Фронтом», сохранились в з а писях вахтанговпа Л. Д. Снежницкого, он играл в спектакле начальника политотдела Орлика. Снежницкий же рассказал, что у Дикого родилась идея засадить Горлова на все первое действие за его стол. «— Рубен, мне хочется сидеть здесь, подобно золотому Будде. Разреши мне не вставать из-за стола до конца картины. — Хорошо, Алеша, попробуем,— и Си монов задумался. Но, когда увидел, как Горлов-Дикий «в каком-то бешеном во сторге обуявшего его гостеприимства», но по-прежнему не поднимаясь из-за стола, встречает брата (Н. Н. Бубнов), уже не колебался. — Согласен, можно не вставать, Алеша. Очень хорошо получается...» Когда же наконец Горлов выйдет из-за стола и, «пританцовывая, кряхтя, присе дая, направится на выгнутых колесом но гах старого кавалериста вслед за членом ■ С и м о н о в р. с Вахтанговым. М., «Искусст во». 1459. Военного совета е озорной, веселой ухмыл кой», уже не на репетиции — на спектакле, зал встретит это место смехом, аплодис ментами. Столь же тщательно отрабатывалась каждая мизансцена, каждая роль. Н. С. Плотников играл столичного корреспон дента Крикуна. «Фантазируя, Рубен Нико лаевич показывает Крикуна,— пишет Сне жницкий.— Мы видим перед собой челове ка, знающего себе цену, с самоуверенным лицом и зоркими, цепкими глазами, спря тавшимися под густыми бровями. Появив шись в дверях, Крикун-Симонов делает стойку, как пес, почуявший зверя. Брови его приподнялись, насторожились, он од ним взглядом окинул кабинет и его хозяи на, как бы пытаясь раскусить Горлова. В следующее мгновение корреспондент смело направился к командующему. ...Подойдя к столу, Крикун-Симонов круто остановился, замер, остолбенел. Лицо его просияло. Он счастлив, что видит командующего фрон том за работой. Это характерный для Ру бена Николаевича показ-подсказ, позво ляющий не тратить драгоценное время на многословное объяснение того, что надо сыграть в роли». Вдохновенная работа! Когда же она стала спектаклем, мнение критики было единодушным: лучшая постановка «Фрон та», главная роль Алексея Дикого. Р азо блачая никчемного командующего фрон том, он нигде не пародировал образ. Д аж е от грима отказался, чтобы добиться пре дельной естественности. Его Горлов был по-своему значителен, но значительность эта, сумел доказать артист, показная, вче рашняя. Горлов живет старыми представ лениями о войне и тщится скрыть это даж е от себя, пытаясь подавить окружаю щих своим «величием» и самоуверенно стью. Стоит ли добавлять, как прозвучал этот спектакль в ноябре сорок второго, когда шли ожесточенные бои за Сталин град?.. ...Театр старался показывать свои премь еры к датам, вспомните «Олеко Дундича», «Русских людей». И здесь успел вовремя: 6 ноября 1942 года «Фронт» увидели оми чи. А через две недели гром орудийной канонады возвестил о начале наступления Красной Армии в районе Сталинграда, Война круто повернула к победе. 14 Новый год по старой вахтанговской традиции встречали вместе — в столовой у Железного моста. Мороз выдался за со рок, но пришли все. Чувствовали себя од ной семьей. За праздничным столом было шумно и немного грустно: не только встречали со рок третий, но и провожали в армию вах танговских мальчишек. Тогда же, может быть, впервые загово рили о возвращении в Москву. Некоторые театры уже собирались. В начале февраля произошло еще одно событие — получили телеграмму от Вер ховного Главнокомандующего: «Прошу пе редать коллективу Государственного теат
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2