Сибирские огни, 1984, № 4

«Сирано де Бержерак» в военные сороко­ вые, и призывный клич его, и раздумья художника не потерялись в грохоте войны. ...За исполнение ролей Олеко Дундича и Сирано де Бержерака Рубен Симонов в 1943' году был удостоен Государственной премии СССР. Цецилии Мансуровой было присвоено звание народной артистки рес­ публики. Несколько ранее народным арти­ стом РСФСР стал Николай Охлопков. Особая цена у этих отличий, они в одном ряду с высокими знаками не только твор­ ческой — воинской доблести. И когда через много лет ушел из жизни Рубен Николае­ вич Симонов, прощальное слово о замеча­ тельном артисте один из друзей его наз­ в а л— «Памяти Сирано». 12 Шла вторая военная зима. И голодно, и холодно. Не только дома, в театре тоже. Он теперь часто оставался нетопленым. Но все равно сюда каждый день спеши­ ли зрители. Только однажды, в страшный буран, спектакль пришлось отменить: в зале оказалось лишь семь человек. Арти­ сты пришли все. Представления продолжались три-четыре часа. Порою гас свет, но никто не уходил. Как-то, когда показывали «Маскарад», электричество отключили на час. Вышел Андрей Петрович Тутышкин, стал расска­ зывать содержание очередной сцены. Си­ дели, слушали... Среди зрителей было много раненых, их приводили медсестры. Вокруг были сплошные госпитали... Прямо от станка, в рабочей одежде, подшитых-переподшитых валенках прибегали девушки. В фойе в антракты не выходили и после спектакля снова бежали на завод — отпустили их на несколько часов. В конце ноября исполком областного Совета принимает постановление о помощи вахтанговцам. Этот документ стоит приве­ сти полностью: «Обязать председателя исполкома Ом­ ского городского Совета тов. Черезова: не позднее 25 ноября 1942 года пересе­ лить из помещения областного драматиче­ ского театра центральную театральную кассу, главрепертком, обком союза рабис (работников искусств.— М. М.), областной отдел искусств, предоставив освобождае­ мую площадь в распоряжение Театра име­ ни Евг. Вахтангова; создать более благоприятные жилищные условия народному артисту РСФСР орде­ ноносцу тов. Симонову Р. Н. и заслужен­ ному артисту РСФСР тов. Рынднну В. Ф.; выделить для коллектива театра 450 ку­ бометров дров; обеспечить включение электрического света в квартиры ведущих творческих ра­ ботников театра. Обязать завгорторготделом тов. Ефре­ мова: выделить для столовой коллектива Теат­ ра имени Евг. Вахтангова за счет резерва облторготдела 40 тонн картофеля, 10 тонн капусты, 5 тонн свеклы и моркови, I тон­ ну лука и 6 тонн рыбы... Для индивидуаль­ ного с н а б ж е н и я -25 тонн картофеля.., прикрепить к столовой № 15 артистов высшей категории к ответственных работ­ ников театра, ранее пользовавшихся ука­ занной столовой; обеспечить ежемесячную выдачу акаде­ мического пайка работникам искусства; произвести отоваривание промтоварных карточек, обеспечив снабжение коллектива театра зимней обувью и мылом». Подписано это постановление было пред­ седателем облисполкома С. И. Евстигне­ евым, вахтанговцы до сих пор помнят его. Но прежде всего рассказывают о своих товарищах из Омскогб драматического — замечательном исполнителе роли Владими­ ра Ильича Ленина Колесникове, превос­ ходных актерах Колобове, Суханове, Ило­ вайском, Матези. Вспоминают Вахтерова, Некрасова, Шевелёва, Козловского, Потоц­ кого, с особым уважением говорят о руко­ водителе театра Самборской. Незаурядная актриса, она оказалась и отличным орга­ низатором. Несмотря на трудности воен­ ного времени, театр работал слаженно и четко. С успехом шли спектакли «Разлом» Б. Лавренева, «Парень из нашего города» К. Симонова, «Слава* В. Гусева, «Фланд­ рия» В. Сарду, «Мой сын» Ш. Гергеля и О. Литовского. Но сценической культуры омичам все же не хватало. Нередко в ра­ боте над ролью они «пережимали», пред­ почитали резкий грим, броские декорации. Было чему учиться у вахтанговцев, и ар­ тисты зачастили на их спектакли, стара­ лись попасть на репетиции. Уроки Симоно­ ва, Охлопкова, Дикого, Захавы... Высшая школа театрального искусства. И долго еще после войны удивлялись заезжие зри­ тели: «Откуда у вас такой театр?.,» С февраля 1942 года вахтанговцы стали проводить занятия в омской труппе. К. И. Плотникова вела пластику, Н. С. Плотни­ ков — мастерство актера. Москвичи помо­ гали также готовить спектакли. Сохранил­ ся приказ директора облдрамтеатра. отме­ чающий работу композитора А. А. Голу­ бенцова, дирижера Р. Д. Архангельского, музыканта М. И. Ефимова, актера Б. М. Шухмина, рабочих И. В. Баранова, Л. П. Бунчика, К. И. Тюльпинова по выпуску спектакля «Здравствуй, оружие!». Пьесу Б. Войтехова тоже взял наш театр. «Очень скоро,— рассказывал руководитель оркест­ ра облдрамтеатра М. П. Кадомцев,— ис­ чезло разграничение на гостей и хозяев. Была единая, дружная семья. Мы помога­ ли вахтанговцам, они нам». Влияние вахтанговцев сказалось и на формировании репертуара омичей. Когда в московском театре появились такие спек­ такли, как «Олеко Дундич» и «Русские люди», в омском с большим успехом по­ шли «Давным-давно», «Нашествие». Пер­ вый, подобно «Олеко Дундичу», подготав­ ливал выход театра на сценический рас­ сказ о Великой Отечественной войне; второй, как и «Русские люди», уже вел его на достойном литературном материа­ ле. И в дальнейшем, в сорок третьем году, вслед за «Слугой двух господ» у москви­ чей омский театр тоже решил «тряхнуть стариной» и выпустил «Стакан воды». Назовем еще два спектакля омичей: «Сва­ дебное путешествие» и «Наш корреспон­ дент», которые были и в репертуаре вах­ танговцев, в основном, их фронтового

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2