Сибирские огни, 1984, № 4

Коровина.— Доронин играл журналиста Панина, совсем штатского человека, и Дикий, чтобы подчеркнуть это, предложил артисту, уходя после первой сцены, пере­ кинуть шинель через руку, как плащ. Ни­ колай Сергеевич Плотников даж е старался избегать этих показов: после Дикого то, что повторяли за ним артисты, смотреть было невозможно». Он ценил в актерах профессионализм, считал, что режиссер должен только «под­ брасывать краски», а уже артист обязан вынести на сцену «взрывчатку». Нина Павловна Русинова, игравшая мать Са­ фонова, случайно подсмотрела на улице походку одной женщины и «принесла» ее на репетицию. Дикий принял это немедлен­ но. Рядом с такими мастерами совсем не просто было играть молодым, той же Ко­ ровиной, но их поддерживали советами Мансурова, Горюнов, Захава. Однако поблажек не давали, расхлябанности не прощали, и здесь не спасали ни ссылки на войну, ни другие отговорки. Как-то пришла одна из молодых актрис на репе­ тицию неаккуратно причесанная и сразу услышала: «Пойдите и приведите себя в порядок». ...Свесившись с балкона Летнего театра, я старался не пропустить ни одного слова, ни одного движения героев. Это было од­ но из первых и самых ярких моих теат­ ральных впечатлений. И, когда Глоба-Го­ рюнов шел на смерть, я чувствовал, как напрягался зал, как замирало его боль­ шое сердце. И теперь, через много лет оглядываясь на то время, думаю: театр показал тогда действительно вахтангов­ ский спектакль — искренний, страстный, призывный. 11 Лето разбросало вахтанговцев по горо­ дам и весям огромной, раскинувшейся тогда от казахских степей до Северного Ледовитого океана Омской области. Выез­ жали и за ее пределы. Но поездки обычно были недолгими. В Омске ждал театр, ждал новый спектакль Николая Охлопкова — «Сирано де Берже­ рак». Он трудно переживал войну, много и мучительно думал о ней и решился, навер­ ное, на столь неожиданную в сорок вто­ ром году постановку прежде всего потому, что хотел ярким, полным задора и весе­ лья спектаклем помочь людям, которым было так же тяжело, как ему. Пьеса Роста­ на, более чем любая другая, по его мнению, подходила для этого. Охлопков ссылался на Горького; она «возбуждает кровь, как шампанское вино, она вся искрится жиз­ нью, опьяняет жаждой жизни». Жизнь против смерти — вот первая мысль режиссера. Другая; герой Ростана ни при каких обстоятельствах не склонял головы перед врагами, всегда был смелее и умнее их. «Сирано никогда бы не сдал Парижа! — писал Охлопков в «Омской правде» от 8 июля 1942 года.— Он как бы кричит через века; «Деритесь! Дери­ тесь крепко и страстно за честь своей Ро­ дины, деритесь за восстановление попран­ ного фашистской мразью человеческого достоинства, деритесь — хотя бы на каж до­ го из вас напало сто убийц!» Выпуск охлопковского спектакля был сопряжен с большими трудностями, кое- кому казалось даже, что стремиться к такой постановке, когда враг рвется к Волге и все напряжено до предела,— не­ позволительная роскошь. Но так думали не все, постоянную помощь оказывали те­ атру областные и городские организации. Без этого вряд ли удалось бы сделать и значительно более скромную постановку. Каждый лист фанеры, каждый метр ткани были на счету. Чтобы обеспечить свое­ временный выход «Сирано де Бержерака» и спектакля Омского драматического теат­ ра «Давным-давно», облисполком принял специальное постановление: «...Ввиду важности работы по выпуску спектаклей «Давным-давно» и «Сирано де Бержерак» и юбилейных постановок обя­ зать управление электросетями (тов. Гру­ шин) обеспечить бесперебойное снабжение электроэнергией помещения облдрамтеатра круглосуточно. ...Ввиду того, что автома­ шина облдрамтеатра мобилизована для вывозки хлеба, обязать горисполком при­ крепить на сентябрь к облдрамтеатру 4 подводы для подвозки топлива». Было также точно расписано: выделить 250 метров белой мануфактуры, фанеры — 300 листов, оконного стекла — 3 ящика, 5 кубометров пиломатериалов, изготовить 30 костюмов униформы. Репетиции «Сира­ но» часто шли при свете самодельных светильников, изготовленных вахтангов­ ским умельцем Л. П. Бунчиком, братом известного певца Владимира Бунчикова. В консервной банке он проделывал не­ сколько отверстий, вставлял фитили, и эта немудреная конструкция давала свет. Почти все вахтанговцы дома пользовались такими самоделками, называли их «бунчи- ками». «Нет ли масла для «бунчика»?» — нередко можно было услышать в театре. Один чудом сохранившийся светильник М. Д. Синельникова передала потом в Бахрушинский театральный музей. И все же 17 октября «Сирано» вышел на вахтанговскую сцену. Первые впечат­ ления — самые непосредственные, вот что писал в омской газете Б. Леонов: «Спек­ такль подобен большой реке в весеннее половодье. Любуешься широким разливом воды, смотришь в голубые дали и не ви­ дишь плывущих щепок*. Другие рецензенты, однако, заметили их. Можно определенно сказать; ни один спектакль тогда не вызывал таких споров, таких категоричных суждений. Особенно жесткой критике подверглось оформление его — огромные, чуть ли не во всю высоту сцены шести-, восьмиметровые объемные фигуры, сделанные по настоянию Охлоп­ кова Вадимом Рындиным. Это было впечатляющее зрелище. В первом акте — стоящие по бокам сцены Арлекин и Коломбина. Их алые плащи — занавес. Там, в глубине,— Бургундский отель. Во втором акте кабачок Рагно, будто обнимая, держала исполинская фигура обжоры, этакого Гулливера-Гаргантюа. Он

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2