Сибирские огни, 1984, № 4

ческого характера», как определил его жано постановщик, возвращало к событиям 1918 года, партизанской войне против герман­ ского нашествия на Украине, и звучало очень злободневно. Вадим Рындин вос­ создал на сцене изумительную картину ук­ раинской ночи. Она напоминала о земле которую топчет враг, обостряла чувство Р о ’ дины. Наконец, в апреле объявили «Маска­ рад»... Судьба этого спектакля, поставленного А. Тутышкиным, драматична: премьера его состоялась в самый канун войны, 21 ию­ ня 1941 года. Арбенина играл Иосиф Тол- чанов, Нину — совсе.м молодая актриса Алла Казанская. «Ни в одной роли я не испытывал столь сильных сценических вол­ нений,— писал позднее Иосиф Моисеевич Толчанов.— Ни в одной роли я не доходил до такой степени отдачи себя мыслям и чув­ ствам образа. Ни в одной роли не приходи­ лось мне быть столь бдительным в соблю­ дении чувства меры, ибо очень часто вол­ нение достигало той заветной грани, за ко- горую, по-моему, не должен никогда пере­ ходить актер на сцене, потому что за этой гранью теряется способность владеть со­ бой» ‘. А спустя месяц бомбой, угодившей в те­ атр, был убит исполнитель роли Звездича талантливый артист Василий Куза... Лишь через полгода после приезда в Омск «Маскарад» был восстановлен. При­ нимали его трепетно. «Он был частью той культуры, над которой нависла опасность, и «Вальс» Хачатуряна звучал не только как тревога за судьбу Арбенина и Нины. И сейчас, когда я слышу его, это для ме­ ня не столько Лермонтов, сколько вой­ на»,— рассказывает Георгий Борисович Щукин. 10 В город пришла весна. Он отогрелся, но жил впроголодь. На карточки, кроме хлеба, давно уже ничего не выдавали. Но недалеко от театра был базар, страшный базар сорок второго года. Приезжали сю­ да за продуктами даж е из других городов, только цены... Никаких денег не хватало. Продавали хлеб, отрывали от своей, уже урезанной, нормы. Меняли на продукты вещи. А мы, мальчишки и девчонки с ок­ рестных улиц, когда стало припекать солн­ це, набирали из ближайшей колонки пол­ ные бидоны воды и «за рубль досыта» поили этот базар. Сводки с каждым днем становились тревожнее. Отвыкшие немного за зиму от плохих вестей с фронта, люди снова по­ чувствовали беду. Бои шли на Дону, по­ том — за Доном, на Кавказе; все чаще в «Последних известиях» называли Сталин­ град. Б Омск была эвакуирована Сталин­ градская оперетта, выступали артисты в клубе «Металлист». Нелегко им было в такое время петь и смеяться... Но лето есть лето. Б горсаду распусти­ лась зелень. Там, в самом большом в го- ' Т о л ч а н о в И, Мон роли, М„ «Искусство», 1961. - ..------------------- роде зале Летнего театра на тысячу с ДРУГОГО' *'квя’п один лучше другого Квартет имени А. К Глазунова Эмиль Гилельс, Яков Зак.. Приех1ли на гастроли театр С. В. Образцова Государ^ ственныи симфонический оркестр СССР ?ейшим крупнейшим промышленным центром, здесь бы­ ло средоточие и культурной жизни. тами^и^^яя!?..® Театре свои спек- т а м и и вахтанговцы. А днем — Иртыш, целое море воды... Здесь в свободное вре­ мя пропадала вахтанговская молодежь. Старики» — Дикий, Симонов — степенно вышагивали к дому Михаила Степановича Державина (он жил недалеко от реки) и уже вместе с ним направлялись к Ирты­ шу. Большая, гостеприимная семья Д ерж а­ виных притягивала к себе. Приходил пред­ седатель Омского горисполкома Иван Ва­ сильевич Черезов. большой друг театра- вместе с Михаилом Степановичем, страст­ ным рыболовом, просиживал долгие часы на реке Михаил Николаевич Румянцев_ неподражаемый Карандаш. Вахтанговцы в это время заканчивали работу над своим первым спектаклем о Великой Отечественной войне — пьесой Константина Симонова «Русские люди». Пьеса Константина Симонова фактически явилась первым драматическим произведе­ нием, в котором война нашла живое ху­ дожественное отражение, где во весь рост поднялся советский человек — защитник Родины. Почти все театры страны, будто полу­ чив боевое задание, сразу же взялись за постановку ее. Но из столичных коллекти­ вов вахтанговцы одними из первых сдела­ ли спектакль, и он оказался среди лучших сценических воплощений симоновской пье­ сы. И, несомненно, самым приподнятым, поэтичным. А. Дикий ввел в него пронизан- ные любовью и болью стихотворения Кон­ стантина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и «Жди меня»! Подготовленные всем ходом спектакля, они стали его настроением, объединили артистов с зрительным залом. Чтобы под­ черкнуть это единство, усилить публици­ стическое звучание пьесы, постановщик нередко выносил действие на авансцену. «Режиссура стремилась решить спектакль в простых и лаконичных тонах, убрав все лишнее, загромождающее сцену, все, что мешает актеру донести основную мысль, основное содержание пьесы,— писал А. Д. Дикий, представляя работу театра оььи! чам. И далее продолжал: — Этой задэ.:ей руководствовался художник В. Ф. Рындьн, создавая чрезвычайно скромное и в значи­ тельной мере условное оформление спек­ такля». Линию берега Рындин, например, обозначал лодкой. Спектакль требовалось сделать очень быстро, театр хотел приурочить его к п-вр- вой годовщине начала войны, и Дикий привлек к работе Б. Захаву и А. Тутышки- на. Елена Михайловна Коровина (ей по­ ручили роль Вали Анощенко) рассказыва­ ла, какое это было плодотворное сотруд­ ничество. Утром Алексей Денисович намечал те или иные мизансцены, контуры ролей, а затем его помощники прораба­ тывали их с артистамьь. «Он очень инте­ ресно показывал,— вспоминала Е М.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2