Сибирские огни, 1984, № 4
ческого характера», как определил его жано постановщик, возвращало к событиям 1918 года, партизанской войне против герман ского нашествия на Украине, и звучало очень злободневно. Вадим Рындин вос создал на сцене изумительную картину ук раинской ночи. Она напоминала о земле которую топчет враг, обостряла чувство Р о ’ дины. Наконец, в апреле объявили «Маска рад»... Судьба этого спектакля, поставленного А. Тутышкиным, драматична: премьера его состоялась в самый канун войны, 21 ию ня 1941 года. Арбенина играл Иосиф Тол- чанов, Нину — совсе.м молодая актриса Алла Казанская. «Ни в одной роли я не испытывал столь сильных сценических вол нений,— писал позднее Иосиф Моисеевич Толчанов.— Ни в одной роли я не доходил до такой степени отдачи себя мыслям и чув ствам образа. Ни в одной роли не приходи лось мне быть столь бдительным в соблю дении чувства меры, ибо очень часто вол нение достигало той заветной грани, за ко- горую, по-моему, не должен никогда пере ходить актер на сцене, потому что за этой гранью теряется способность владеть со бой» ‘. А спустя месяц бомбой, угодившей в те атр, был убит исполнитель роли Звездича талантливый артист Василий Куза... Лишь через полгода после приезда в Омск «Маскарад» был восстановлен. При нимали его трепетно. «Он был частью той культуры, над которой нависла опасность, и «Вальс» Хачатуряна звучал не только как тревога за судьбу Арбенина и Нины. И сейчас, когда я слышу его, это для ме ня не столько Лермонтов, сколько вой на»,— рассказывает Георгий Борисович Щукин. 10 В город пришла весна. Он отогрелся, но жил впроголодь. На карточки, кроме хлеба, давно уже ничего не выдавали. Но недалеко от театра был базар, страшный базар сорок второго года. Приезжали сю да за продуктами даж е из других городов, только цены... Никаких денег не хватало. Продавали хлеб, отрывали от своей, уже урезанной, нормы. Меняли на продукты вещи. А мы, мальчишки и девчонки с ок рестных улиц, когда стало припекать солн це, набирали из ближайшей колонки пол ные бидоны воды и «за рубль досыта» поили этот базар. Сводки с каждым днем становились тревожнее. Отвыкшие немного за зиму от плохих вестей с фронта, люди снова по чувствовали беду. Бои шли на Дону, по том — за Доном, на Кавказе; все чаще в «Последних известиях» называли Сталин град. Б Омск была эвакуирована Сталин градская оперетта, выступали артисты в клубе «Металлист». Нелегко им было в такое время петь и смеяться... Но лето есть лето. Б горсаду распусти лась зелень. Там, в самом большом в го- ' Т о л ч а н о в И, Мон роли, М„ «Искусство», 1961. - ..------------------- роде зале Летнего театра на тысячу с ДРУГОГО' *'квя’п один лучше другого Квартет имени А. К Глазунова Эмиль Гилельс, Яков Зак.. Приех1ли на гастроли театр С. В. Образцова Государ^ ственныи симфонический оркестр СССР ?ейшим крупнейшим промышленным центром, здесь бы ло средоточие и культурной жизни. тами^и^^яя!?..® Театре свои спек- т а м и и вахтанговцы. А днем — Иртыш, целое море воды... Здесь в свободное вре мя пропадала вахтанговская молодежь. Старики» — Дикий, Симонов — степенно вышагивали к дому Михаила Степановича Державина (он жил недалеко от реки) и уже вместе с ним направлялись к Ирты шу. Большая, гостеприимная семья Д ерж а виных притягивала к себе. Приходил пред седатель Омского горисполкома Иван Ва сильевич Черезов. большой друг театра- вместе с Михаилом Степановичем, страст ным рыболовом, просиживал долгие часы на реке Михаил Николаевич Румянцев_ неподражаемый Карандаш. Вахтанговцы в это время заканчивали работу над своим первым спектаклем о Великой Отечественной войне — пьесой Константина Симонова «Русские люди». Пьеса Константина Симонова фактически явилась первым драматическим произведе нием, в котором война нашла живое ху дожественное отражение, где во весь рост поднялся советский человек — защитник Родины. Почти все театры страны, будто полу чив боевое задание, сразу же взялись за постановку ее. Но из столичных коллекти вов вахтанговцы одними из первых сдела ли спектакль, и он оказался среди лучших сценических воплощений симоновской пье сы. И, несомненно, самым приподнятым, поэтичным. А. Дикий ввел в него пронизан- ные любовью и болью стихотворения Кон стантина Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...» и «Жди меня»! Подготовленные всем ходом спектакля, они стали его настроением, объединили артистов с зрительным залом. Чтобы под черкнуть это единство, усилить публици стическое звучание пьесы, постановщик нередко выносил действие на авансцену. «Режиссура стремилась решить спектакль в простых и лаконичных тонах, убрав все лишнее, загромождающее сцену, все, что мешает актеру донести основную мысль, основное содержание пьесы,— писал А. Д. Дикий, представляя работу театра оььи! чам. И далее продолжал: — Этой задэ.:ей руководствовался художник В. Ф. Рындьн, создавая чрезвычайно скромное и в значи тельной мере условное оформление спек такля». Линию берега Рындин, например, обозначал лодкой. Спектакль требовалось сделать очень быстро, театр хотел приурочить его к п-вр- вой годовщине начала войны, и Дикий привлек к работе Б. Захаву и А. Тутышки- на. Елена Михайловна Коровина (ей по ручили роль Вали Анощенко) рассказыва ла, какое это было плодотворное сотруд ничество. Утром Алексей Денисович намечал те или иные мизансцены, контуры ролей, а затем его помощники прораба тывали их с артистамьь. «Он очень инте ресно показывал,— вспоминала Е М.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2