Сибирские огни, 1984, № 4

что вся страна думает и заботится о них. Трижды артисты выступали под сильным артиллерийским обстрелом, но никто из них — ни мужчины, ни женщины — не проявлял трусости». Об одном из первых таких выступлений ва.хтанговцев, в апреле 1942 года, о впечат­ лении, какое на него произвел тогда спек­ такль «Свадебное путешествие», много лет спустя написал Борис Полевой, в то время военный корреспондент. Приведем его рассказ в некотором сокращении. «...Смотрели спектакль бойцы батальона, который утром должен был пойти в атаку. И нужно было видеть их веселые, увлечен­ ные зрелищем лица, слышать их дружный смех, и аплодисменты, и невольные реплики, и дружный одобрительный гул, заполняв­ ший перерывы. По стилю спектакля, несмотря на то, что играли не бог весть какую мудреную пье­ су — «Свадебное путешествие», по мастер­ ству и увлекательности игры сразу было видно, что это не любители и не провинци­ алы. Я спросил стоявшего рядом со мной батальонного комиссара, кто играет, и он с настоящей гордостью, с какой командир части говорит о каком-нибудь своем удач­ ливом снайпере или героическом пулемет­ чике, ответил: — Вахтанговцы из Москвы. Знаете, какой это театр! Они у нас уже недели две. Чу­ десные ребята. До самых что ни на есть передовых доходят со своими концертами... Тише... тише, начинают...— И комиссар за ­ стыл, встав на цыпочки, хотя, по собствен- нему признанию, видел этот спектакль уже пятый раз. Мы с жадностью, с какой изголодавший­ ся человек приникает губами к холодному источнику, досмотрели этот спектакль. Эта встреча со столичным театром ночью, в тя­ желые дни кровопролитных боев, в районе передовой, была одной из самых ярких фронтовых встреч тех дней, и я записал се­ бе в записную книжку фамилии актеров- энтузиастов, которые принесли свое жизне­ радостное искусство сюда под Ржев, в рай­ он передовых у деревни Кошмарихи, где в те дни шла жестокая и напряженная борь­ ба. Вот эти фамилии: директор, он же один из ведущих актеров спектакля И. И. Спек- тор, художественный руководитель А. М. Га- бович, артисты Т. И. Блажина, В. И. Ва­ сильева, А. К. Граве, А. М. Данилович, В. И. Данчева, А. М. Лебедев, Н. Н. Мо- зяйкин, И. А. Соловьев, Н. П, Яновский и баянист А. М. Голубев. Эти фамилии со­ хранились у меня в записной книжке вместе с именами героев тех дней — пехотинцев, снайперов, пулеметчиков, умевших стоять насмерть, защищая родную землю» '. Вскоре к фронтовой бригаде, сформи­ рованной в Омске, присоединилась еще одна группа вахтанговцев. Влились в нее и арти­ сты, оставшиеся в октябре сорок первого в Москве. Был создан один из первых фрон­ товых филиалов театра. Художественным руководителем его стала А. Орочко. Народ­ ная артистка РСФСР А. И. Ремизова, ра­ ботавшая в нем, вспоминая те далекие дни, заметила; «Если можно говорить: о счастье ' П о л е в о й Б. Четыре встречи, в кн. «Талант И мужество*, М.. 1967.' '. на войне, то для меня это — три года во фронтовом театре. Хотя какое счастье — и ^м били , и к немцам чуть не попали... Но мы были так нужны там...» И в глубоком сибирском тылу вахтангов­ цы не ограничивались спектаклями на ос­ новной сцене. Рассказывая в газете о фрон­ товой бригаде, директор театра Я. Ф. Ры- жакин счел необходимым сообщить, что и в Омске, в Доме Красной Армии и госпи­ талях, артисты театра примерно за полгода дали более ста концертов и спектаклей. Вряд ли только был учтен тот концерт, о котором много лет спустя Роберт Рождест­ венский писал: Сорок трудный год. Омский госпиталь... Коридоры сухие и маркие. Шепчет старая нянечка: «Господи!.,. До чего же артисты маленькие...» Среди этих «маленьких артистов» были и вахтанговские дети. Они часто приходили в госпиталь, расположившийся в трехэтаж ­ ном здании 19-й школы, и, как писал поэт, «Абрикосов Гришка отчаянно объявлял на­ чало концерта». Еще бы, он знал даж е мо­ нолог Багратиона, которого играл его отец, Андрей Львович! Выучил, стоя за кулиса­ ми. Об этом стало известно на омском ра­ дио, и десятилетнему мальчугану предло­ жили выступить. Покидал студию Гриша счастливый, а у входа его встретили апло­ дисментами отец, Охлопков, Дикий. Впрочем, Гриша Абрикосов не был иск­ лючением. Пятилетний Миша Державин —■ теперь популярный артист Театра сатиры — тоже знал монолог из этого спектакля, но самого Кутузова. Запомнил, пока отец ре­ петировал, а потом прочитал его в госпита­ ле раненым. А сами артисты участвовали еще в ночных концертах и спектаклях. Начинались они в двенадцать, а то и в половине первого. З а ­ воды работали круглосуточно, без выход­ ных, часто рабочие не покидали цехов по две-три смены подряд, и, чтобы дать им хоть какую-то возможность попасть на спектакль или концерт, организовывали та­ кие поздние выступления. Объяв; ш их, обязательно указывали: «Сбор пос(упит в Фонд обороны страны на постройку эскад­ рильи противотанковых самолетов «Совет­ ский артист», или — «...на подарки бой­ цам Красной Армии», «...в фонд помощи семьям фронтовиков». Концерты же обычно проходили в клубах, кинотеатре «Художест­ венный», цирке. Выступали многие ведущие артисты. В программах были сценки, песни, куплеты на злобу дня, иногда одноактные пьесы. Одну из них — скетч «Наш сын» — поставил в 1941 году Б. Захава. Разыгры­ вали его Л. Целиковская, В. Головина, Е. Коровина, Н. Яновский. Незадолго перед этим вышел фильм «Антон Иванович сер­ дится» с Людмилой Целиковской в главной роли, и появление ее на сцене зрители встречали с энтузиазмом, А в театре в марте сорок второго пока­ зали «Не в свои сани не садись» А. Ост­ ровского, это название мы встретим вскоре и в репертуаре фронтового филиала вахтан­ говцев. Новую редакцию катаевского спек­ такля «Я, сын трудового народа...» сделал Рубен Симонов. «Народное зрелище герои

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2