Сибирские огни, 1984, № 4
тюр был не единственным в Сибири, такой ж е появился в это время н в Новосибир ске. Необходимость в малых формах сцени ческого искусства, способных оперативно откликаться на события, диктовалась вой ной, быстрой сменой обстановки, стремле нием художественно отразить эти перемены. Директором нового театра стал К. Н. Го лованов, тот самый, который возглавлял комиссию по встрече вахтанговцев; глав ным режиссером — вахтанговец А. П. Ту- тышкин, хорошо известный по фильму «Вол га-Волга», где он был партнером Л. П. Ор ловой; заведующим музыкальной частью — вахтанговский композитор А. А. Голубен цев. А из артистов назовем прежде всего А. И. Горюнова, Ц. Л. Мансурову, Л. М. Шихматова. Готовили представления или играли в них и многие другие вахтан- говцы, в том числе самые титулованные — A. Д. Дикий, Р. Н. Симонов, И. М. Рапо порт, И. М. Толчанов, А. Л. Абрикосов... Выступали здесь и омские артисты — B. Э. Спроге, А. Ф. Теплов, художники обл- драмтеатра Н. А. Меныцутин и А. А. Лан- дышев помогали в оформлении. Были в театре миниатюр артисты, кото рые работали только в нем. Дороги вой ны привели в Омск заслуженных артистов: В. Д. Бендину — из МХАТа, она приехала сюда вместе со своим мужем А. И. Горюно вым; П. Н. Чаплыгина — из Петрозавод ска; А. В. Андрееву —- из Театра транспор та; Л . Н. Рюмину — из бывшего ТРАМа. В основной состав входили также вахтанго вец В. Г. Шлезингер, омички Таисия Най денова, Инна Микулина, Клара Шустер. Уже 7 февраля 1942 года театр миниа тюр показал свою первую программу — «Будильник». Авторами ее, кроме Леонида Мартынова, были ленинградская поэтесса Елена Рывина, вахтанговцы Михаил Сидор- кин, Григорий Мерлинский и другие. Затем одна за другой в течение нескольких меся цев выпускаются еще три программы — «Огонь по врагу», «Большие сердца», «И то... и это». Представления шли чаще всего в воин ских клубах, госпиталях. А еще — в летнем театре, цирке, кинотеатре им. 22 декабря 1918 года. Несмотря на «легкое» название театра, московские артисты сразу задали заботам его высокопрофессиональный тон. Злестяще разыгрывали чеховскую «Живую хронологию» Вера Дмитриевна Бсндина и Анатолий Иосифович Горюнов. Очень тре бователен к себе и партнерам был Алексей Денисович Дикий. Летом сорок второго артисты основного состава повезли свои представления по Иртышу и Оби — в Тобольск, Салехард. А в 1943-м Омский театр миниатюр стал фронтовым театром. I января 1942 года «Омская правда» опубликовала новогоднюю анкету «Как мы помогаем фронту». Отвечали рабочие, кол хозники, ученые, артисты. Отвечал и Рубен Николаевич Симонов; «Олеко Дундич _ вот первая роль, над которой я как актер буду работать в новом году... Вторая моя роль — Сирано яе Бержерак». Так начинался 1942 год. Пожалуй, не бы ло в истории Вахтанговского театра време ни более необыкновенного. Вахтанговцы, мо жет, даж е неожиданно для самих себя, ока зываются на гребне небывалого творческого подъема. Премьеры — одна за другой, од на лучше другой... «Для Театра Вахтанго ва это был своеобразный ренессанс», — очень точно охарактеризовала его работу в Омске профессор Щукинского училища, народная артистка РСФСР Дина Андреевна Андреева. В «Двух письмах за рубеж», датирован ных 1943 годом, выдающийся советский те атровед П. А. Марков писал; «Война заста ла деятелей театра подготовленными к той большой задаче, которая выпала на их до лю. ...То, что накопилось в предшествую щие десятилетия, то, что зрело в душах художников, то достойно и в прекрасных формах вылилось в эти дни». Это утверждение в полной мере отно сится к вахтанговцам, но были у них и конкретные причины «бури и натиска» во енных лет. Никогда, ни до, ни после, не со биралось в одном театре столько выдаю щихся мастеров режиссуры. Симонов, Ох лопков, Дикий — да на этих трех китах те атральная земля могла бы держаться! А вместе с ними еще работали Захава, Рапопорт... Когда рядом оказываются такие худож ники, такие индивидуальности, напрасно ждать идиллического спокойствия. Сложны ми были отношения Дикого с ОхЛопковым. Люди с одинаково заряженными бунтарст вом характерами, они резко отталкивались друг от друга. Трудно было найти двух людей, двух ре жиссеров, более различных в своем подхо де к театральному действию. «Склонность Н. Охлопкова к разгульному изобилию кра сок полемизирует с лаконизмом режиссер ской манеры А. Дикого,— резонно замечал, анализируя их омские постановки в газете «Литература и искусство» в 1943 году, кри тик Ю. Калашников.— Там, где А. Дикий выбирает одно прилагательное из десяти возможных, Н. Охлопков использует все десять, а если можно — придумывает еще столько». Речь шла о «Дундиче» и «Сирано». Николаю Павловичу — с его темперамен том, его масштабом,— конечно ж е мало было спектаклей, которые он ставил. И он предложил сделать его, Охлопкова, глав ным режиссером, а Симонова — художест венным директором Вахтанговского теат ра. Случай, не отраженный в нашей теат роведческой литературе, но заслуживающий упоминания, чтобы еще раз подчеркнуть: все сиюминутное отошло в прошлое. Оста лось редкое по таланту содружество, со ревнование трех замечательных художни ков, давшее советскому театру симоновский «Фронт» с Горловым — Алексеем Диким, охлопковский «Сирано де Бержерак» и «Олеко Дундич» Дикого, в которых они от дали заглавные роли Рубену Симонову. И когда Охлопкову, еще в бытность его в Омске, сначала предложили перейти в МХАТ, затем — возглавить Московский те атр драмы (позднее получивший имя Вл Маяковского), он, несмотря на все плюсы этих предложений, отказался. Не захотел
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2