Сибирские огни, 1984, № 4

тюр был не единственным в Сибири, такой ж е появился в это время н в Новосибир­ ске. Необходимость в малых формах сцени­ ческого искусства, способных оперативно откликаться на события, диктовалась вой­ ной, быстрой сменой обстановки, стремле­ нием художественно отразить эти перемены. Директором нового театра стал К. Н. Го­ лованов, тот самый, который возглавлял комиссию по встрече вахтанговцев; глав­ ным режиссером — вахтанговец А. П. Ту- тышкин, хорошо известный по фильму «Вол­ га-Волга», где он был партнером Л. П. Ор­ ловой; заведующим музыкальной частью — вахтанговский композитор А. А. Голубен­ цев. А из артистов назовем прежде всего А. И. Горюнова, Ц. Л. Мансурову, Л. М. Шихматова. Готовили представления или играли в них и многие другие вахтан- говцы, в том числе самые титулованные — A. Д. Дикий, Р. Н. Симонов, И. М. Рапо­ порт, И. М. Толчанов, А. Л. Абрикосов... Выступали здесь и омские артисты — B. Э. Спроге, А. Ф. Теплов, художники обл- драмтеатра Н. А. Меныцутин и А. А. Лан- дышев помогали в оформлении. Были в театре миниатюр артисты, кото­ рые работали только в нем. Дороги вой­ ны привели в Омск заслуженных артистов: В. Д. Бендину — из МХАТа, она приехала сюда вместе со своим мужем А. И. Горюно­ вым; П. Н. Чаплыгина — из Петрозавод­ ска; А. В. Андрееву —- из Театра транспор­ та; Л . Н. Рюмину — из бывшего ТРАМа. В основной состав входили также вахтанго­ вец В. Г. Шлезингер, омички Таисия Най­ денова, Инна Микулина, Клара Шустер. Уже 7 февраля 1942 года театр миниа­ тюр показал свою первую программу — «Будильник». Авторами ее, кроме Леонида Мартынова, были ленинградская поэтесса Елена Рывина, вахтанговцы Михаил Сидор- кин, Григорий Мерлинский и другие. Затем одна за другой в течение нескольких меся­ цев выпускаются еще три программы — «Огонь по врагу», «Большие сердца», «И то... и это». Представления шли чаще всего в воин­ ских клубах, госпиталях. А еще — в летнем театре, цирке, кинотеатре им. 22 декабря 1918 года. Несмотря на «легкое» название театра, московские артисты сразу задали заботам его высокопрофессиональный тон. Злестяще разыгрывали чеховскую «Живую хронологию» Вера Дмитриевна Бсндина и Анатолий Иосифович Горюнов. Очень тре­ бователен к себе и партнерам был Алексей Денисович Дикий. Летом сорок второго артисты основного состава повезли свои представления по Иртышу и Оби — в Тобольск, Салехард. А в 1943-м Омский театр миниатюр стал фронтовым театром. I января 1942 года «Омская правда» опубликовала новогоднюю анкету «Как мы помогаем фронту». Отвечали рабочие, кол­ хозники, ученые, артисты. Отвечал и Рубен Николаевич Симонов; «Олеко Дундич _ вот первая роль, над которой я как актер буду работать в новом году... Вторая моя роль — Сирано яе Бержерак». Так начинался 1942 год. Пожалуй, не бы­ ло в истории Вахтанговского театра време­ ни более необыкновенного. Вахтанговцы, мо­ жет, даж е неожиданно для самих себя, ока­ зываются на гребне небывалого творческого подъема. Премьеры — одна за другой, од­ на лучше другой... «Для Театра Вахтанго­ ва это был своеобразный ренессанс», — очень точно охарактеризовала его работу в Омске профессор Щукинского училища, народная артистка РСФСР Дина Андреевна Андреева. В «Двух письмах за рубеж», датирован­ ных 1943 годом, выдающийся советский те­ атровед П. А. Марков писал; «Война заста­ ла деятелей театра подготовленными к той большой задаче, которая выпала на их до­ лю. ...То, что накопилось в предшествую­ щие десятилетия, то, что зрело в душах художников, то достойно и в прекрасных формах вылилось в эти дни». Это утверждение в полной мере отно­ сится к вахтанговцам, но были у них и конкретные причины «бури и натиска» во­ енных лет. Никогда, ни до, ни после, не со­ биралось в одном театре столько выдаю­ щихся мастеров режиссуры. Симонов, Ох­ лопков, Дикий — да на этих трех китах те­ атральная земля могла бы держаться! А вместе с ними еще работали Захава, Рапопорт... Когда рядом оказываются такие худож ­ ники, такие индивидуальности, напрасно ждать идиллического спокойствия. Сложны­ ми были отношения Дикого с ОхЛопковым. Люди с одинаково заряженными бунтарст­ вом характерами, они резко отталкивались друг от друга. Трудно было найти двух людей, двух ре­ жиссеров, более различных в своем подхо­ де к театральному действию. «Склонность Н. Охлопкова к разгульному изобилию кра­ сок полемизирует с лаконизмом режиссер­ ской манеры А. Дикого,— резонно замечал, анализируя их омские постановки в газете «Литература и искусство» в 1943 году, кри­ тик Ю. Калашников.— Там, где А. Дикий выбирает одно прилагательное из десяти возможных, Н. Охлопков использует все десять, а если можно — придумывает еще столько». Речь шла о «Дундиче» и «Сирано». Николаю Павловичу — с его темперамен­ том, его масштабом,— конечно ж е мало было спектаклей, которые он ставил. И он предложил сделать его, Охлопкова, глав­ ным режиссером, а Симонова — художест­ венным директором Вахтанговского теат­ ра. Случай, не отраженный в нашей теат­ роведческой литературе, но заслуживающий упоминания, чтобы еще раз подчеркнуть: все сиюминутное отошло в прошлое. Оста­ лось редкое по таланту содружество, со­ ревнование трех замечательных художни­ ков, давшее советскому театру симоновский «Фронт» с Горловым — Алексеем Диким, охлопковский «Сирано де Бержерак» и «Олеко Дундич» Дикого, в которых они от­ дали заглавные роли Рубену Симонову. И когда Охлопкову, еще в бытность его в Омске, сначала предложили перейти в МХАТ, затем — возглавить Московский те­ атр драмы (позднее получивший имя Вл Маяковского), он, несмотря на все плюсы этих предложений, отказался. Не захотел

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2