Сибирские огни, 1984, № 4
тот или иной спектакль, часто предупрежда ла: «Все билеты проданы». Малоизвестная страница вахтанговской жизни тех лет — работа в Омске Театраль ного училища им. Б. В. Щукина. Театр, единственный из московских, сумел сохра нить свое училище, и в декабре сорок пер вого щукинцам выделили помещение по улице Лермонтова, 4. Их было человек двадцать. Среди них — вахтанговец Александр Граве, теперь он народный артист республики, известный чтец Яков Смоленский, ныне народная ар тистка РСФСР Нина Архипова — она в Театре сатиры, заслуженная артистка рес публики Вероника Васильева. Щукинец Р. Экимов — директор Московского теат ра им. Ленинского комсомола. Известным физиком, членом-корреспондентом Академии наук СССР стал Иосиф Шапиро. Назовем еще щукинцев Г. Гладких, М. Жарковского, Т. Ефремову, Ю. Стромова, В. Ушакова... В сорок втором к ним присоединился воз вратившийся из госпиталя Николай Грицен ко. В театре его в начале не узнали: отпу стил на фронте роскошные пшеничные усы. «Дядя Чапай! Д ядя Чапай» — кричали на улице мальчишки. Щукинцы жили одной жизнью с театром. Помогали в производственных цехах, игра ли в каждом спектакле, давали концерты для раненых. Но даж е в самое тяжелое время не прекращались занятия. И на Лер монтова, и в театре — в любом уголке, где потеплее, и дома у артистов. Много внимания им уделяла Татьяна Митрофанов на Шухмина-Щукина. Она чувствовала особую ответственность за училище, нося щее имя ее мужа. Один за другим восстанавливают вах- танговцы свои спектакли. То оформление, что удалось вывезти из Москвы, главному художнику Вадиму Федоровичу Рындину пришлось срочно приспосабливать для ом ской сцены. Или даже делать заново деко рации. За неделю до нового, 1942, года театр по казал «Перед заходом солнца» Г. Гауптма на — спектакль молодого режиссера Алек сандры Ремизовой, поставленный перед войной. Театр усмотрел в пьесе Г. Гауптмана не только критику ханжеской буржуазной мо рали, но прежде всего отражение той борь бы, которую вели прогрессивные силы Гер мании с фашизмом перед захватом Гитле ром власти. Антифашистское звучание спектакля уси лилось в годы войны, в Омске, где в роли Клаузена дебютировал на вахтанговской сцене Алексей Дикий. Если первый испол нитель этой роли О. Глазунов с болью от рывал в спектакле от себя детей, то Клау зен — Дикий гневно изгонял их. Он «ис кал всю глубину философского конфликта между передовым человеком, каким являет ся Клаузен, и старым обществом, а не шел от частного случая, ограниченного рамками одной семьи»,— писал позднее Р. Н. Симо нов в «Советской культуре» в 1955 году. Да и весь спектакль окрасился в более контрастные тона. Леонид Шихматов, иг равший зятя Клаузена Клямрота, метивше го на его место в издательстве, в четвертом акте появлялся не в штатском костюме, как в московском варианте, а в форме штурмо- ВИК2. А спустя несколько недель омичи увидели «Егора Булычова...». «В нашем обиходе есть такое понятие: советская классика,— ьшсал известный театральный критик Юзеф Юзовский.— Иногда столь обязывающее определение применяется неточно, чересчур легко. Но есть художественные произведе ния, которые, бесспорно, выдерживают срав нение с самым большим, что было создано в искусстве, и потому действительно являют ся классическими. К таким явлениям теат рального творчества принадлежит «Егор Булычов и другие» М. Горького, постав ленный в 1932 году в Театре имени Вах тангова. Речь идет не только о пьесе вели кого писателя. Вахтанговский спектакль, образ Булычова, созданный Б. Щукиным, сохранились в памяти и в истории искусства как художественное открытие нового, глубочайшее постижение жизни человече ского духа на сцене»'. Но за десять лет, ко времени омской премьеры, спектакль претерпел немалые из менения. С 1941 года Булычова играл уже не Борис Щукин, а Михаил Державин. Не было в первоначальном составе и Николая Плотникова, введенного на роль Павлина вместо Державина. Изменения коснулись и других ролей. Так, Ю. Юзовский обратил внимание, что Варвара у Д. Андреевой «утеряла и... жестокость, и колючесть, и сухость, стала мягче, круглее, уступчивее». И все же это был вахтанговский «Булы чов», явление высшего театрального поряд ка, актерское искусство в совершеннейшем своем выражении. В замечательной поста новке Бориса Захавы, где он сам исполнял роль Василия Достигаева, выступала целая когорта больших артистов, искусством кото рых восхищался еще Горький,— Цецилия Мансурова, Нина Русинова, Елена Алексе ева, Анна Дапорожец... У входа в партер омского театра есть несколько мест, которые обычно занимают артисты, их родные, знакомые. На одном из них в этот январский вечер сорок вто рого года сидел Сергей Лукьянов, мало ко му известный тогда артист омской труппы. Стараясь не упустить ни одного слова, ни одной мизансцены, смотрел он горьковский шедевр вахтанговцев. И, конечно же, даж е мечтать не мог, что пройдет год — и Рубен Николаевич Симонов пригласит его в свой театр, а в 1951-м, в новой редакции спек такля, отдаст ему роль Егора Булычова. Большие творческие возможности вах танговских артистов побудили областной отдел по делам искусств открыть в Омске еще один театр — миниатюр (вначале его хотели назвать — эстрады и миниатюр). Уже в декабре 1941 года было принято ре шение о предоставлении ему помещения по улице Лермонтова, и у Щукинского учили ща появились соседи. К весне сорок второ го театр переехал — занял здание бывшего Никольского собора. Омский театр миниа- ' Ю з о в с к и й Ю. «Спектакля и годы» М., «Искусство», 1969.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2