Сибирские огни, 1984, № 4

Этим, однако, сотрудничество его с вах- танговцами не ограничилось. Имя поэта мы находим среди авторов первой программы созданного позднее в Омске театра миниа­ тюр, в котором выступало много москов­ ских артистов. И не исключено, что в руко­ писях Мартынова будут найдены и его, воз­ можно, единственная пьеса и тексты для театра миниатюр. В Омск постепенно съезжались вахтан- говцы. И опоздавшие в то октябрьское ут­ ро на поезд. И оказавшиеся по разным при­ чинам в других местах. Последними при­ ехали артисты с Дальнего Востока. Туда перед самой войной отправилась военно­ шефская бригада. Там и застало вахтан- говцев известие о начале войны. Некоторые так и остались на Дальнем Востоке. Другие через несколько месяцев добрались до Ом­ ска. В документах областного отдела по делам искусств удалось обнаружить такой приказ; «В целях скорейшего восстановле­ ния и перенесения на сцену омского театра спектаклей Театра им. Вахтангова предло­ жить директору омского театра т. Калан- деру предоставить с 21 по 29 ноября вклю­ чительно сцену для репетиций Театру им. Вахтангова. В декабре и последующих ме­ сяцах сценой театра для репетиций поль­ зуются оба театра пополам, т. е. по три дня в неделю.» 29 ноября «Омская правда» вышла в один лист, бумагу уже приходилось эконо­ мить. Тем не менее вся последняя страни­ ца была посвящена театру. «Дружески при­ ветствуя вахтанговцев, представляющих у нас сокровищницу русской культуры, славную Москву,— писала газета,— тру­ дящиеся Омска желают им интенсивной и плодотворной работы. Зрители ждут от те­ атра и возобновления его старых работ, и создания новых спектаклей, прославляющих наш народ и зовущих его к скорейшему разгрому ненавистного врага». Здесь же были помещены фотографии ведущих арти­ стов и режиссеров, статья Р. Н. Симонова, рассказы о спектаклях «Много шума из ни­ чего» и «Фельдмаршал Кутузов» их поста­ новщиков И. М. Рапопорта и Н. П. Охлоп­ кова, а над всем этим — «шапка»: «Сегод­ ня Московский государственный Театр им. Евг. Вахтангова начинает в Омске очеред­ ной зимний сезон». Выбор был неожиданный. Кажется, «Много шума из ничего» Шекспира — ко­ медия, да еще такая задорная, в те дни, ко­ гда считанные километры отделяли фаши­ стские армии от Москвы, просто не могла прозвучать. Куда более уместным для от­ крытия выглядел «Фельдмаршал Кутузов», тем более что работа по перенесению его на сцену омского театра также близилась к завершению. Но вахтанговцы, как и все со­ ветские люди, верили: Москва не будет сдана, враг найдет себе могилу у стен ее. Театр чутко уловил эту атмосферу велико­ го ожидания перелома и решил выйти к омичам с жизнерадостным, истинно вах­ танговским спектаклем. Пять лет шла шекспировская пьеса на Арбате, однако не растеряла своей свеже­ сти и обаяния. Все в ней было прекрасно: и декорации Вадима Рындина, преобразив­ шие омскую сцену, наполнившие ее возду­ хом и светом, и мелодии Тихона Хреннико­ ва. Изящный этот спектакль, одетый в фар­ совые наряды, светился остроумием и тон­ кой иронией, в нем жила высокая роман­ тическая тема. Ее вели прежде всего Цеци­ лия Мансурова — Беатриче и Рубен Симо­ нов — Бенедикт. Но не терялись голоса и Николая Бубнова (Дон Педро), Михаила Державина (Леонато), Андрея Тутышкина (Антонио). Огромный успех имел дуэт Клюквы и Киселя (Б. Шухмин и В. Коль­ цов). В то же время в омском спектакле прозвучало предощущение победы, торже­ ства. Он укреплял надежду, удваивал си­ лы. И когда через несколько дней сообщи­ ли о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, вахтанговский дебют показал­ ся словно приуроченным к первой нашей победе. 3 декабря в «Омской правде» было опуб­ ликовано обращение коллектива театра к работникам искусств страны с призывом со­ брать средства «на строительство противо­ танковых (так в начале войны иногда на­ зывали штурмовики.— М. М .) самолетов «Советский артист». «У коллектива Театра им. Евг. Вахтангова к воздушным налетчи­ кам германского фашизма есть свой осо­ бый счет. Правда, разрушенное вражеской бомбой здание театра теперь уже почти восстановлено, но никто не вернет нам то­ варищей, погибших смертью героев на по­ лях сражений. Память о них взывает к мщению!.. Вахтанговцы решили отчислить в фонд постройки эскадрильи «Советский артист» двухдневный заработок и сыграть несколько спектаклей сверх плана». В декабре же возобновили «Фельдмар­ шала Кутузова». Драму поставил Николай Охлопков. Пос­ ле фильма «Ленин в 1918 году», в котором он снимался с Б. В. Щукиным, Борис Ва­ сильевич решил пригласить Охлопкова в театр. У них появилась идея создать патри­ отический спектакль о войне 1812 года, в котором Кутузова сыграл бы Б. В. Щукин. Фашистская угроза не оставляла Охлопко­ ву сомнений, каким должен быть спек­ такль. «Я буду ставить «Фельдмаршала Кутузо­ ва», но не совсем в том колорите, как это получилось у Владимира Соловьева,— зая ­ влял режиссер.— Пусть меня бранит Вла­ димир Соловьев, но я скажу, что он напи­ сал генеральскую пьесу. Я буду трактовать войну 1812 года как народную войну, то есть найду в пьесе воз­ можность, чтобы показать: победы такого рода, какой была победа в войне 1812 года, когда решалась судьба отечества, одержи­ ваются только народом, его самоотвержен­ ностью, мужеством и терпением. Ни в коем случае — при всей любви к Кутузову, при самом тщательном выписывании этого обра­ за — не делать его гением-одиночкой, ото­ рвавшимся от народа... Народная война — вот идейная опора пьесы: коль автор не построил сюжет в этом плане, то мы вправе своей трактовкой внести корректив. (Я не стремлюсь к внешне тоескучим батальным сценам. Меня сцена «Бородино», например,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2