Сибирские огни, 1984, № 4
Этим, однако, сотрудничество его с вах- танговцами не ограничилось. Имя поэта мы находим среди авторов первой программы созданного позднее в Омске театра миниа тюр, в котором выступало много москов ских артистов. И не исключено, что в руко писях Мартынова будут найдены и его, воз можно, единственная пьеса и тексты для театра миниатюр. В Омск постепенно съезжались вахтан- говцы. И опоздавшие в то октябрьское ут ро на поезд. И оказавшиеся по разным при чинам в других местах. Последними при ехали артисты с Дальнего Востока. Туда перед самой войной отправилась военно шефская бригада. Там и застало вахтан- говцев известие о начале войны. Некоторые так и остались на Дальнем Востоке. Другие через несколько месяцев добрались до Ом ска. В документах областного отдела по делам искусств удалось обнаружить такой приказ; «В целях скорейшего восстановле ния и перенесения на сцену омского театра спектаклей Театра им. Вахтангова предло жить директору омского театра т. Калан- деру предоставить с 21 по 29 ноября вклю чительно сцену для репетиций Театру им. Вахтангова. В декабре и последующих ме сяцах сценой театра для репетиций поль зуются оба театра пополам, т. е. по три дня в неделю.» 29 ноября «Омская правда» вышла в один лист, бумагу уже приходилось эконо мить. Тем не менее вся последняя страни ца была посвящена театру. «Дружески при ветствуя вахтанговцев, представляющих у нас сокровищницу русской культуры, славную Москву,— писала газета,— тру дящиеся Омска желают им интенсивной и плодотворной работы. Зрители ждут от те атра и возобновления его старых работ, и создания новых спектаклей, прославляющих наш народ и зовущих его к скорейшему разгрому ненавистного врага». Здесь же были помещены фотографии ведущих арти стов и режиссеров, статья Р. Н. Симонова, рассказы о спектаклях «Много шума из ни чего» и «Фельдмаршал Кутузов» их поста новщиков И. М. Рапопорта и Н. П. Охлоп кова, а над всем этим — «шапка»: «Сегод ня Московский государственный Театр им. Евг. Вахтангова начинает в Омске очеред ной зимний сезон». Выбор был неожиданный. Кажется, «Много шума из ничего» Шекспира — ко медия, да еще такая задорная, в те дни, ко гда считанные километры отделяли фаши стские армии от Москвы, просто не могла прозвучать. Куда более уместным для от крытия выглядел «Фельдмаршал Кутузов», тем более что работа по перенесению его на сцену омского театра также близилась к завершению. Но вахтанговцы, как и все со ветские люди, верили: Москва не будет сдана, враг найдет себе могилу у стен ее. Театр чутко уловил эту атмосферу велико го ожидания перелома и решил выйти к омичам с жизнерадостным, истинно вах танговским спектаклем. Пять лет шла шекспировская пьеса на Арбате, однако не растеряла своей свеже сти и обаяния. Все в ней было прекрасно: и декорации Вадима Рындина, преобразив шие омскую сцену, наполнившие ее возду хом и светом, и мелодии Тихона Хреннико ва. Изящный этот спектакль, одетый в фар совые наряды, светился остроумием и тон кой иронией, в нем жила высокая роман тическая тема. Ее вели прежде всего Цеци лия Мансурова — Беатриче и Рубен Симо нов — Бенедикт. Но не терялись голоса и Николая Бубнова (Дон Педро), Михаила Державина (Леонато), Андрея Тутышкина (Антонио). Огромный успех имел дуэт Клюквы и Киселя (Б. Шухмин и В. Коль цов). В то же время в омском спектакле прозвучало предощущение победы, торже ства. Он укреплял надежду, удваивал си лы. И когда через несколько дней сообщи ли о разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, вахтанговский дебют показал ся словно приуроченным к первой нашей победе. 3 декабря в «Омской правде» было опуб ликовано обращение коллектива театра к работникам искусств страны с призывом со брать средства «на строительство противо танковых (так в начале войны иногда на зывали штурмовики.— М. М .) самолетов «Советский артист». «У коллектива Театра им. Евг. Вахтангова к воздушным налетчи кам германского фашизма есть свой осо бый счет. Правда, разрушенное вражеской бомбой здание театра теперь уже почти восстановлено, но никто не вернет нам то варищей, погибших смертью героев на по лях сражений. Память о них взывает к мщению!.. Вахтанговцы решили отчислить в фонд постройки эскадрильи «Советский артист» двухдневный заработок и сыграть несколько спектаклей сверх плана». В декабре же возобновили «Фельдмар шала Кутузова». Драму поставил Николай Охлопков. Пос ле фильма «Ленин в 1918 году», в котором он снимался с Б. В. Щукиным, Борис Ва сильевич решил пригласить Охлопкова в театр. У них появилась идея создать патри отический спектакль о войне 1812 года, в котором Кутузова сыграл бы Б. В. Щукин. Фашистская угроза не оставляла Охлопко ву сомнений, каким должен быть спек такль. «Я буду ставить «Фельдмаршала Кутузо ва», но не совсем в том колорите, как это получилось у Владимира Соловьева,— зая влял режиссер.— Пусть меня бранит Вла димир Соловьев, но я скажу, что он напи сал генеральскую пьесу. Я буду трактовать войну 1812 года как народную войну, то есть найду в пьесе воз можность, чтобы показать: победы такого рода, какой была победа в войне 1812 года, когда решалась судьба отечества, одержи ваются только народом, его самоотвержен ностью, мужеством и терпением. Ни в коем случае — при всей любви к Кутузову, при самом тщательном выписывании этого обра за — не делать его гением-одиночкой, ото рвавшимся от народа... Народная война — вот идейная опора пьесы: коль автор не построил сюжет в этом плане, то мы вправе своей трактовкой внести корректив. (Я не стремлюсь к внешне тоескучим батальным сценам. Меня сцена «Бородино», например,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2