Сибирские огни, 1984, № 4
в столовой, в подвальном помещении драмтеатра, гостей ждали ошеломляюще вкусные, почти нереальные сардельки. Как до войны. Но кто-то принес омскую газету, она открывалась, перепечатанной из «Прав ды» передовой. «На оборонительные рубе жи вышли рабочие батальоны районов сто лицы...— прочли в ней.— Постановлением Государственного Комитета Обороны в г. Москве и прилегающих районах введено осадное положение». Война во все вносила свои коррективы. Разумеется, город надеялся, что у него хватит сил помочь театру еще в октябре показать свои первые спектакли. Но поло жение на фронте стало настолько серьезным, поток эвакуируемых предприятий, кото рые надо было пускать немедленно, не от кладывая ни на один день, вырос в такой степени, что, в общем, довольно средней величины город, числивший до войны примерно триста тысяч жителей, просто не располагал ни такими производственными помещениями, ни сколько-нибудь значитель ным жилым фондом. Станки нередко при ходилось запускать прямо на снегу. Чтобы расселить эвакуированных, пошли на край ние меры: часть жителей выселяли из города в сельские районы, а оставшихся, как го ворили в то время, «уплотняли» — подсе ляли к ним приезжавших. Нередко в од ной комнате жило две-три семьи. Рассказываю это, чтобы объяснить, как трудно было в том жестоком октябре соз дать хоть какие-то условия для работы и жизни вахтанговцев. Удалось разыскать список с омскими ад ресами вахтанговцев: почти все они жили в деревянных домишках без всяких удобств. Омск был тогда одноэтажным городом. Только Р. Н. Симонова, А. Д. Д и кого, М. С. Державина, Ц. Л. Мансурову, А. Л. Абрикосова и еще нескольких веду щих артистов поселили в благоустроенных квартирах в построенных незадолго перед войной многоэтажных домах. Впрочем, бла гоустройство их в то время было весьма относительным. Батареи парового отопления не грели, приходилось пользоваться «бур жуйками». Остальных расселили на «уплотненной» жилплощади, порой до предела стесняя здесь омичей. Но никаких конфликтов не возникало. Встречали артистов радушно, помогали чем могли — и мебелью и веща ми. Не простым оказался и вопрос с помеще нием для работы. Очевидно было, что им станет здание облдрамтеатра,— прекрас ный, но не очень просторный по московским меркам «чертог муз», как называл его Л е онид Мартынов. Только что делать с ом ской труппой? На восток страны эвакуировались десят ки театров, и, естественно, лучшие, но, к сожалению, немногочисленные тогда теат ральные здания передавались приезжаю щим коллективам. Ряд театров пришлось закрыть, другие переехали в города помень ше: челябинский — в Шадринск, иркут ский — в Читу, новосибирский «красный факел» — в Кузбасс... Омскую драму собирались перевести в Тару. В ту самую Тару, из которой через несколько лет поедет в омский театр, а оттуда — в Щукинское училище Михаил Ульянов. Но, несмотря на огромный авто ритет вахтанговцев, главному режиссеру омичей Лине Семеновне Самборской уда лось оставить театр в Омске. Решено было работать в одном здании. В Омске понимали, что такое Вахтан говский театр. Но и свой ценили, тем более что как раз в то время он находился на подъеме. Появились спектакли большого общественного звучания — трилогия о В. И. Ленине, «Фельдмаршал Кутузов». В них играли интересные артисты: первый в Омске исполнитель роли В. И. Ленина Н. Колесников, А. Суханов, С. Лукьянов. В труппу в начале войны перешел из Харьковского русского театра народный ар тист УССР Л. Колобов. Были и объективные причины, позволив шие оставить театр в Омске: все же сюда эвакуировали три, а не десять, как в Но восибирск, театров. Кроме вахтанговцев, приехали еще украинский театр им. Зань- ковецкой и позднее — Сталинградская опе ретта. Вскоре стало ясно, что раньше середины ноября москвичи не сумеют начать свои выступления. Правда, первое из них состо ялось несколько раньше, примерно," через неделю после приезда, когда еще жили в школе. Надо было представиться омичам, показать, что такое вахтанговцы. Удался тот концерт, но до спектакля было еще д а леко. Декорации ряда спектаклей погибли во время бомбежки театра, другие прочно застряли в Москве, наконец, совсем не простыми оказались первые омские недели. Но вахтанговцы все же надеялись к 13 ноября — двадцатилетию театра — от крыть свой первый военный сезон. Думали они, что в омской афише будет не менее двенадцати названий. Забегая вперед, ска жем, что только шесть постановок увидели омичи. Большая часть имущества так и не пришла из Москвы. Серьезные трудности возникли с переносом спектаклей на значи тельно меньших размеров сцену облдрамте атра. А главное — многое переиначила война. В статье, появившейся в «Омской правде», директор театра Я. Ф. Рыжакин писал, что театр привлекает «для написания пьесы... омского поэта Л. Н. Мартынова». _Весной 1980 года, за два месяца до сво ей кончины, Леонид Николаевич Мартынов рассказал мне об этом. Оказалось, идея принадлежала Анатолию Иосифовичу Го рюнову, замечательному артисту и челове ку редких душевных качеств. «Ему втемя шилось в голову, что я могу написать пьесу... В общем, не вышло ничего, я ока зался антисценичным»,— похоже, подвел черту под разговором Мартынов, но вдруг стал вспоминать пьесу. Говорил быстро, записать почти ничего не удалось. Отложи лось только, что в своих странствиях герои ее попадают то в Индию, то в Сибирь __ на Обь, встречают там Злату-бабу, а это уже знакомый мартыновский образ. Д а и пьеса была в стихах. «Громадная. Но не надо браться не за свое дело»,— заключил Леонид Николаевич.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2