Сибирские огни, 1984, № 4
Петому н епешйл Плотников в Петров ский переулок и не знал, совсем не знал, что несколько часов назад, когда только рассвело, от Казанского вокзала отошел поезд с вахтанговцами. Сообщили об эвакуации накануне. Ко нечно, и раньше думали о ней, готови лись, но, когда пришел ее час, показалось, что свалилась она на голову, как этот пер вый снег. В глубине души надеялись, что не придется уезжать из Москвы, привыкли как могли, привыкли и к бомбежкам, и к ночным дежурствам. И к тому, что уже неделю как в сводках Совинформбюро появилось Вяземское направление... Собирались бегом, время было ограниче но до предела — полтора часа и пятьдесят килограммов багажа. А здесь как назло вторник, театр выходной. Некоторых, и Плотникова в том числе, даж е известить ае сумели. Они потом сами, как могли, дого няли театр. Вахтанговцам выделили сто эвакотало- нов .— так тогда назывались специальные бесплатные билеты для эвакуируемых. Не мало. Посоветовались и решили взять с собой старшекурсников Щукинского учили ща, официально — как членов семей ар тистов. Кое-кого из щукинцев тоже чуть не «по теряли». Четввертый курс выезжал в Ист ру, играл в госпитале «Ночь ошибок» Голд смита, а обернуться до ночи не успел — комендантский час. В Москву вернулись лишь тринадцатого, ночью собирались, не спали, конечно... Состав подали по тому времени из луч ших — вагоны плацкартные, купированные, даж е мягких несколько. «Первый класс!» — шутили старики. Враг рвался к Москве, но об артистах позаботились. Не только о вахтанговцах — этим же поездом эвакуировались Театр сатиры, и Малый, артисты цирка. Уезжали и писате ли, профессора 2-го Московского медицин ского института. Все по своим маршрутам: писатели — в Казань, Малый театр — в Челябинск, сатира — в Магнитогорск, вах- танговцы и аттракцион Кио — в Омск. О нем почти ничего не знали. Говорили, есть театр, пугали морозами. Правда, сре ди щукинцев оказалась своя омичка — Ни на Архипова, но она лишь родилась в Омске и, разумеется, не помнила города. А Омск готовился к встрече. Поезд лишь приближался к Уралу, когда начальник областного отдела по делам искусств И. М. Сафонов издал 18 октября свой пер вый вахтанговский приказ: «Для встречи и устройства приезжающе го в Омск Театра имени Вахтангова создать комиссию в следующем составе: Голованов Кирилл Николаевич — председатель, Поно марева Н адежда Павловна, Гальский Яков Соломонович. Комиссии приступить к р а боте немедленно и докладывать мне о состоянии подготовки помещения, органи зации питания и средствах транспортировки с вокзала». К. Н. Голованов был тогда уполномо ченным главреперткома по Омской области, Н П. Пономарева — председателем обкома профсоюза работников искусств, Я. С. Галь ский — директором центральной театраль ной кассы. Приезд вахтанговцев в Омск стал собы тием, даж е трагические известия с фронта не могли приглушить его. Фашистские ар мии рвались к Москве — кажется, до ис кусства ли было... Но Вахтанговский театр был частицей этой Москвы, ее великой культуры, над которой нависла смертельная опасность. И в том, что даж е в самую тяж кую минуту Москва не забыла о театре, люди, с тревогой прислушивавшиеся в дале ком Омске к сводкам Совинформбюро, уви дели залог того, что она не покорится вра гу — выстоит. И с надеждей, и с радостью, трудной радостью в годину беды, встречали театр, рожденный Октябрем. Геатр «Прин цессы Турандот» п «Егора Булычева», те- атр, первым воссоздавший на своей сцене образ великого Ленина. •Рогда почетные звания давались скупо, но в редком театре было столько признанных мастеров. Недавно еще здесь играл Борис Васильевич Щукин, один из первых народ ных артистов СССР. После его смерти театр возглавил народный артист республи ки Рубен Николаевич Симонов. Вместе с ним вахтанговский коллектив представляли сподвижник Евгения Вахтангова заслу женный деятель искусств РСФСР, профес сор Б. Е. Захава, заслуженные артисты республики Ц. Л . Мансурова, А. А. Ороч- ко, Е. Г. Алексеева, М. Д. Синельникова, Н. П. Русинова, А. И. Горюнов, И. М. Тол- чанов — представители первого поколения вахтанговцев, хранители лучших традиций театра. Здесь ж е работали режиссер И. М. Рапопорт, художник В. Ф. Рындин. Огромной популярностью пользовались вах- танговцы А. Л. Абрикосов, М. С. Д ерж а вин, Л. В. Целиковская. В театр пришли замечательные мастера Николай Павлович Охлопков и Алексей Денисович Дикий. 22 октября 1941 года «Омская правда» сообщала; «Сегодня в Омск прибывает на гастроли Московский государственный театр им. Евг. Вахтангова. Театр везет с собой все свои основные постановки. Гастроли вах танговцев начнутся в конце октября...» Газета постаралась, чтобы информация выглядела возможно оптимистичнее, хотя, наверное, сама сомневалась в правомерно сти употребления в данном случае слова «гастроли». Не могла знать она также, что свои первые спектакли в Омске театр суме ет показать лишь спустя почти полтора ме сяца. Только одно в этом сообщении ока залось точным: поезд действительно пришел в Омск 22 октября, на девятые сут ки пути. Омск встречал настоящей зимой и не правдоподобным, пугающим светом. В за темненной, наглухо зашторенной Москве от него совсем отвыкли. В первую минуту хо телось, как во время ночного дежурства, стучать в окна, в двери, кричать: «Погасите свет! Погасите!..» Но встречающие были спокойны, что-то говорили, и вахтанговцы наконец поняли, как далеко от войны уехали они. Остановились в небольшой, одноэтажной школе, в ней организовали что-то вроде об щежития. д Сввирскае рпш М «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2