Сибирские огни, 1984, № 4

Петому н епешйл Плотников в Петров­ ский переулок и не знал, совсем не знал, что несколько часов назад, когда только рассвело, от Казанского вокзала отошел поезд с вахтанговцами. Сообщили об эвакуации накануне. Ко­ нечно, и раньше думали о ней, готови­ лись, но, когда пришел ее час, показалось, что свалилась она на голову, как этот пер­ вый снег. В глубине души надеялись, что не придется уезжать из Москвы, привыкли как могли, привыкли и к бомбежкам, и к ночным дежурствам. И к тому, что уже неделю как в сводках Совинформбюро появилось Вяземское направление... Собирались бегом, время было ограниче­ но до предела — полтора часа и пятьдесят килограммов багажа. А здесь как назло вторник, театр выходной. Некоторых, и Плотникова в том числе, даж е известить ае сумели. Они потом сами, как могли, дого­ няли театр. Вахтанговцам выделили сто эвакотало- нов .— так тогда назывались специальные бесплатные билеты для эвакуируемых. Не­ мало. Посоветовались и решили взять с собой старшекурсников Щукинского учили­ ща, официально — как членов семей ар­ тистов. Кое-кого из щукинцев тоже чуть не «по­ теряли». Четввертый курс выезжал в Ист­ ру, играл в госпитале «Ночь ошибок» Голд­ смита, а обернуться до ночи не успел — комендантский час. В Москву вернулись лишь тринадцатого, ночью собирались, не спали, конечно... Состав подали по тому времени из луч­ ших — вагоны плацкартные, купированные, даж е мягких несколько. «Первый класс!» — шутили старики. Враг рвался к Москве, но об артистах позаботились. Не только о вахтанговцах — этим же поездом эвакуировались Театр сатиры, и Малый, артисты цирка. Уезжали и писате­ ли, профессора 2-го Московского медицин­ ского института. Все по своим маршрутам: писатели — в Казань, Малый театр — в Челябинск, сатира — в Магнитогорск, вах- танговцы и аттракцион Кио — в Омск. О нем почти ничего не знали. Говорили, есть театр, пугали морозами. Правда, сре­ ди щукинцев оказалась своя омичка — Ни­ на Архипова, но она лишь родилась в Омске и, разумеется, не помнила города. А Омск готовился к встрече. Поезд лишь приближался к Уралу, когда начальник областного отдела по делам искусств И. М. Сафонов издал 18 октября свой пер­ вый вахтанговский приказ: «Для встречи и устройства приезжающе­ го в Омск Театра имени Вахтангова создать комиссию в следующем составе: Голованов Кирилл Николаевич — председатель, Поно­ марева Н адежда Павловна, Гальский Яков Соломонович. Комиссии приступить к р а­ боте немедленно и докладывать мне о состоянии подготовки помещения, органи­ зации питания и средствах транспортировки с вокзала». К. Н. Голованов был тогда уполномо­ ченным главреперткома по Омской области, Н П. Пономарева — председателем обкома профсоюза работников искусств, Я. С. Галь­ ский — директором центральной театраль­ ной кассы. Приезд вахтанговцев в Омск стал собы­ тием, даж е трагические известия с фронта не могли приглушить его. Фашистские ар­ мии рвались к Москве — кажется, до ис­ кусства ли было... Но Вахтанговский театр был частицей этой Москвы, ее великой культуры, над которой нависла смертельная опасность. И в том, что даж е в самую тяж ­ кую минуту Москва не забыла о театре, люди, с тревогой прислушивавшиеся в дале­ ком Омске к сводкам Совинформбюро, уви­ дели залог того, что она не покорится вра­ гу — выстоит. И с надеждей, и с радостью, трудной радостью в годину беды, встречали театр, рожденный Октябрем. Геатр «Прин­ цессы Турандот» п «Егора Булычева», те- атр, первым воссоздавший на своей сцене образ великого Ленина. •Рогда почетные звания давались скупо, но в редком театре было столько признанных мастеров. Недавно еще здесь играл Борис Васильевич Щукин, один из первых народ­ ных артистов СССР. После его смерти театр возглавил народный артист республи­ ки Рубен Николаевич Симонов. Вместе с ним вахтанговский коллектив представляли сподвижник Евгения Вахтангова заслу­ женный деятель искусств РСФСР, профес­ сор Б. Е. Захава, заслуженные артисты республики Ц. Л . Мансурова, А. А. Ороч- ко, Е. Г. Алексеева, М. Д. Синельникова, Н. П. Русинова, А. И. Горюнов, И. М. Тол- чанов — представители первого поколения вахтанговцев, хранители лучших традиций театра. Здесь ж е работали режиссер И. М. Рапопорт, художник В. Ф. Рындин. Огромной популярностью пользовались вах- танговцы А. Л. Абрикосов, М. С. Д ерж а­ вин, Л. В. Целиковская. В театр пришли замечательные мастера Николай Павлович Охлопков и Алексей Денисович Дикий. 22 октября 1941 года «Омская правда» сообщала; «Сегодня в Омск прибывает на гастроли Московский государственный театр им. Евг. Вахтангова. Театр везет с собой все свои основные постановки. Гастроли вах­ танговцев начнутся в конце октября...» Газета постаралась, чтобы информация выглядела возможно оптимистичнее, хотя, наверное, сама сомневалась в правомерно­ сти употребления в данном случае слова «гастроли». Не могла знать она также, что свои первые спектакли в Омске театр суме­ ет показать лишь спустя почти полтора ме­ сяца. Только одно в этом сообщении ока­ залось точным: поезд действительно пришел в Омск 22 октября, на девятые сут­ ки пути. Омск встречал настоящей зимой и не­ правдоподобным, пугающим светом. В за ­ темненной, наглухо зашторенной Москве от него совсем отвыкли. В первую минуту хо­ телось, как во время ночного дежурства, стучать в окна, в двери, кричать: «Погасите свет! Погасите!..» Но встречающие были спокойны, что-то говорили, и вахтанговцы наконец поняли, как далеко от войны уехали они. Остановились в небольшой, одноэтажной школе, в ней организовали что-то вроде об­ щежития. д Сввирскае рпш М «

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2