Сибирские огни, 1984, № 4
искисство м . Мудрик АРБАТ-УЛИЦА ОМСКАЯ Светлой памяти моей сестры В этой работе использованы архивные материалы, театроведческие исследования, а также воспоминания, которыми поделились с автором Вахтангов цы, их родные и близкие, жившие и работавшие в Омске в го ды Великой Отечественной войны: народные артисты СССР И. М. Толча- нов и Е. Р. Симонов, народные артисты РСФСР Н. П. Русинова, А. А. Казанская, А. И. Ремизова, Е. М. Коровина, А. К. Граве, В. Г. Шлезин гер, Н. Н. Архипова, В. Л . Русланов, заслуженный артист РСФСР М. М, Державин, заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР А. Б. Немеровский, В. П. Ушаков, Г. Л . Коновалова. И. И. Державина. В нее включены и воспоминания омичей — выдающегося советского поэта Л. Н. Мартынова, режиссеров Е. А. Вальденберга и А. А. Розенберга, учительницы Н. П. Юровой. Искренне благодарен всем им. Некоторых уже нет с нами, но их рассказы стали страницами этой работьл. Очень по могли мне беседы с народной артисткой РСФСР Марией Давыдовной Си нельниковой, заслуженным работником культуры РСФСР Михаилом Сер геевичем Зиловым и кинорежиссером Георгием Борисовичем Щукиным — им особая признательность. I Ночью выпал первый снег. Д аж е не снег — снежок. Но не растаял к утру, ак куратно укрыл дома, деревья, мостовые. Только на тротуарах кое-где протоптали узкие дорожки. Народу в Москве с каждым днем оставалось меньше. Николай Сергеевич Плотников за послед нее время привык к этой дороге в Петров ский переулок. Сюда, в филиал МХАТа, после страшной ночи 24 июля, когда бом ба угодила в театр, переехали Вахтангов- цы. И сейчас шел он, почти не отмечая куда свернуть, где перейти улицу, больше обращая внимание на мгновенно преобра зившийся под этим снегом город. Так бы и добрался до самого подъезда, если бы что-то не насторожило его. Вначале он даже не понял чт4, только замедлил шаг. Но уже в следующую мину ту тревога стала осознанной. Начал при сматриваться, оглянулся даже — нет, не показалось; на свежем снегу к служебному входу не было протоптано ни одного следа. Не понимая еше, что могло случиться, но 160 догадываясь, что случилось все же, всем существом своим чувствуя беду, дернул ручку двери. Так и есть, закрыта... Он на стойчивее потянул ее на себя, затем зазво нил, застучал чаще, громче, пока не услы шал наконец глуховатый, отгороженный дверьми голос старика вахт^)а: — Уехали! Все уехали! — Куда? — Не знаю... Все уехали...— еще раз ото звался он, и Николаю Сергеевичу показа лось, что это чеховский Фирс остался один в заколоченном доме... Здесь ничего не придумано мною, так сохранила этот случай вахтанговская ле генда. В то утро 14 октября 1941 года Николай Сергеевич Плотников действи тельно шел на прогон пьесы Б. Войтехова «Здравствуй, оружие!». Он не был занят в ней, но о новой работе Николая Охлопкова много говорили, появилась даж е статья в газете «Советское искусство», и, хотя д р а матург написал лишь первый акт, неуго монный режиссер пытался вытянуть его на спектакль.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2