Сибирские огни, 1984, № 4
Рисуя иней, Константин Панков как бы реализует ставшеее обыденным сравне ние «серебряный иней». Он силою своего дара заставляет жить и звенеть это серебро. И оно живет — то возникает как легкая дымка, то свеггится трепетно, осторожно темнеет, то становится голубее и источает свет полный, но приглушенный, то оттеня ется охрой кустарников, и наконец вдали у самых гор мы видим черные полосы леса и понимаем, что это тоже серебро — черненое серебро... Горы играют... Их очертания, размытые морозным воздухом, сливаются с небесами. «Я иду, и горы тоже словно идут...» И правда, горы идут, плавными волнами они безмолвно катятся вдали, следуя за каждым шагом охотника в алой малице. Это непередаваемое по красоте ощущение рождают и полосы черного леса, взбирающиеся на северные склоны гор, и то, что те горы, которые миновал охотник, уже едва проступают из светлой дымки, а те, которые впереди по ходу его движе ния — очерчены более четко и увидены более подробно и внимательно. Пройденная река всегда менее широка, чем та, которую предстоит пройти... Ощущение —«горы играют»— рождает общая игра волнообразного света, исто чаемого разным по звуку серебром инея... Горы играют... Наиболее сложна, многозначна написанная маслом картина «Волны». Плывут светящиеся зеленоватые волны над островком, внезапно возникая среди покоя и теряясь так же внезапно. Мир как бы замер в долгом мгновении покоя, внутренне прислушиваясь к музыке, к мелодии (Панков повторял, показывая на ост ровок с волнами: «Музыка. Ну как бы песня или какой-нибудь мотив...»), мир растворен покоем песни предвечернего света. И даж е дальние горы — застывшими и плавными линиями вторят странным волнам — живым, текущим, звучащим над островком... Пересказывать картины Константина Панкова не менее трудно и неблагодарно, чем пересказывать лирические стихи. Кроме всего прочего, это объясняется еще и те!и, что поверхностный сюжет его творений всегда предельно прост, немногословен, а изображенный и.м быт чрезвычайно скуп, хотя всегда естествен и достоверен. Д ля Константина Панкова важно ощущение момента жизни, который он воссоздает на своих картинах в движении цвета, распределении света, композиционном расположе нии фигур и предметов, деревьев и зверей. Что касается холста «Волны», то, глядя на него, я чувствую, что художник ри совал здесь счастье, именно то чувство .покоя, чувство особой душевной наполнен ности, ощущение вечной гармонии мира, справедливости, сознание того, что человек, как часть природы — бессмертен; именно это чувство, этот редкий и желанный миг, который именуется счастьем. Но Константин Панков решил и еще одну сложную задачу. Картина «Волны» не фиксирует только момент счастья. Она говорит о том, как, из чего складывается счастье; она очень осторожно и все же пронзительно говорит о беззащитности человека... Три неразрывно связанные, переплетенные части полотна: левая — горы, жилища, деревья, олени, рыбаки с сетью — это жизнь, труд; цен тральная — поющие волны, музыка; правая — мертвенный, бестравный берег со скелетообразными елями, безлюдный, пустой. И если везде у Константина Панкова деревья величественные, огромные, эпически гиперболизированные, то тут, на правом берегу, они ничтожно малы. Человек оживает в природе, природа оживает в человеке и с человеком — и так бывает счастье. Оно призвано возродить и поднять увядшее, помочь слабому, вос кресить землю и людей. Это так, но возможно ли это?— как бы говорит, поет по лотно Константина Панкова. К. А. Панков, сын мансийки и ненца, родился в 1910 году на Севере, в поселке Саранпауль Березовского района. Большую часть своей недолгой жизни провел в родных местах - охотился, ловил рыбу. А в тридцатых годах начал заниматься в художественной мастерской при Институте народов Севера в Ленинграде. В 1937 году
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2