Сибирские огни, 1984, № 4
Нет элементов сюрреализма, которые невольно возникли бы, если бы колосья- солдаты были изображены с предельным приближением к их натуральности, к мод ному теперь унылому и безжизненному фотографизму. Здесь есть эпическое реше ние — слитность условности формы с выражением символически образного, эпическо го видения мира, понимания жизни не как суммы бытовых подробностей и случай ностей. а как осознанного социального и духовного бытия, слитого из миллионов жизней и определеного вечными нравственными ценностями, которыми являются — созидательный труд, любовь к Отчизне, вера в правду и доброту, непререкаемое знание непобедимости Добра. Хлебная нива на Красной площади... Русские воины-колосья... Памяти двадцати миллионов... Самодеятельный художник тем, в частности, и отличается от профессионального, что следует традициям «свободно, непосредственно, изнутри». В европейском искус ствоведении (словак Штефан Ткач) принят термин «инситное искусство» (подлин ное, невнушенное, врожденное, искреннее). Данный термин при всей его неунивер- сальности выделяет нечто определяющее в народной живописи. А именно — невнушенность традиции. Но что более важно — невнушенность взгляда на мир, миропонимания. Искренность, до такой степени воплощенную в живописи, что она определяется как НАИВНАЯ. И это та самая искренность, которая сродни «глупо- ватости» подлинной поэзии — свойства, отмеченного Пушкиным. «Глуповатость» поэзии выражается не столько в тоьм, как поэт говорит, сколько в том, насколько он проговаривается в своих огихотворениях, то есть сообщает сок ровенное, тайное, что хранится в его сердце как дорогое, больное, мучающее и ра. дующее. Только тогда можно говорить о настоящей поэзии, когда она менее всего скорректирована давлением моды или молвы, менее всего скорректирована желанием популярности, недорогого успеха или стяжания почестей и материальных благ. Все то ж е относится и к «наивности» народного искусства. Глубокое отличие самодеятельного живописца от профессионала еще состоит и в том, что любитель старается в силу отпущенного ему природой дара выразить ЖИ ЗН Ь в линиях и красках и совсем не озабочен своей манерой, своими способами рисования, фактурой мазка, расположением светотеней и т. д. и т. п. «Уважение (а я бы сказал — любовь — А. П.) к материальности, ощутимой в земле, в воде, облаках, деревьях, цветах, в человеческой плоти, любование физиче ской конкретностью, разностью, контрастностью «материй жизни» выражены в каж дом сантиметре холста. Материя жизни отнюдь не поглощается материей живописи как таковой, то есть материей краски, кладки мазка, фактуры,— она все подчиняет себе». (Т. Б. Вельская). Чтобы подчеркнуть эту мысль, я позволю себе привести запись, которую оста вил в июне 1982 года в книге отзывов Музея Наивного Искусства в городе Кечке- мете (Венгрия), извиняясь за ее качества, присущие экспромту; Как вы — сумеем мы едва ли. Мы жили, в вечность не стучась, Л вы картины выдавали За нашу жизнь, За нашу страсть. Но случай выпадет, не хуже. Про то, как видим и живем. Косноязычно, неуклюже. Но сами скажем о своем. Мы дотолкуемся с холстиной. Ее раскрасим вкривь и всласть! Гляди — Прикинулась картиной И наша жизнь, и наша страсть! Полотно пенсионерки из Омской области Е. А. Волковой называется «Народное гулянье на берегу Иртыша» (Холст, масло. 84X96). Это многофигурное полотно, полное любовно написанных людей и предметов, его хочется долго и подробно рас сматривать, о нем можно долго говорить. Оно играет золотыми тонами, плавно перетекающими из сияющего яркого каравая, помещенного в центре, в сочное золото рыбы и дичи, свежий свет зрелой тыквы и груш, золотистость головок лука, гору желто-красных помидоров, в мягкость грибов и глыбу окорока, в тяжесть бочки, и все эти тарелки, чаши, кувшины прихотливо расотавлены вокруг снеди, сияющей здоровьем и свежестью.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2