Сибирские огни, 1984, № 4
Есть жизнь, как вечная борьба за мирный труд, за покой нашего мирного хлебного поля. Передний план этого эпического живописного полотна - развалины повержен ного рейхстага, остовы выжженных войною зданий, черепа, прах... И на все это наступает, движется русское поле. Еще ш а г - и оно покроет хлебами все страш ные следы войны, всю убитую войной почву, которая насильно была лишена воз можности рожать, кормить... Еще шаг — и линия битвы с движением пшеничного потока преобразится в поле жатвы, поле надежды всего мира, надежды, рождаемой Россиею... И вот, са мый первый ряд колосьев — встает и движется, преобразившись в плотные ряды со ветских воинов, идущих тесным мощным строем — плечо к плечу, сердце к сердцу, жизнь к жизни. Сколько их... Их ДВАДЦАТЬ МИЛЛИОНОВ... Они полегли на полях войны во имя хлебного поля мира. Хлебное поле Родины, увиденное томичом Г. П. Сапожниковым в центре, в сердце державы — на Красной площади — это дань памяти воем погибшим в годы Великой Отечественной войны. Это сама овеществленная память, это наполненная необоримым оптимизмом трагедия, это знак того, что трудовой народ — непобедим, это знак того, что наш народ, наша страна именно волей к миру и мирному труду победили фашизм и даровали счастье мира всем народам Европы, освятив ее день бессмертным живым золотом щедрого русского хлебного поля. Отсветом хлебного поля — чистым золотом — означены и Кремль, и здание Исторического музея, и прихотливые купола Василия Блаженного. Они как бы вы леплены из этого густого насыщенного света. Более того, исторические сооружения видятся осенними колками, выросшими среда пшеничной нивы, видятся живым порождением самого светоьносного потока хлебных колосьев... Картина Г. П. Сапожникова обращается в нас к народному. Мы различаем, слышим и понимаем глубинную, духовную родственность слов, понятий — ОРАТАЙ — пахарь, хлебороб, и РАТЬ — те же пахари-хлеборобы, но понужденные взять в руки оружие, чтобы отстоять свою хлебную ниву, святое право на жизнь. Мы слышим строки «Слова о полку Игореве», где битва за родное пшеничное поле уподоблена молотьбе — кровавой, трудной, смертельной, жестокой работе: Ка Немнге снопы стелют головами, молотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душ у от тела. У Немиги кровавые берега не добром были посеяны — посеяны костьми русских сынов... Эта метафора, вошедшая в «Слово о полку Игореве» из русского устного народного творчества, стала вещественной, зримой, она буквализирована, она стала идейным сюжетом картины. И триединство — Кремль — Исторический музей — Василий Блаженный, окру женное волнами вечного поля, вырастает в глубинно-патриотический образ России, которая в Душе крестьянина от века была силой, совмещенной из триединства ВЛАСТИ—ТРУДА—КРАСОТЫ. Труд и власть понимались, как ИСТОРИЯ, а кра сота была зримой, точно собор, и незримой, как вера в правду и справедливость. Подвиг — главная черта русского национального характера, самый смысл жизни славянина — вот тема и пафос этой живописной работы самодеятельного на родного художника, фрезеровщика из города Томска. Скажу откровенно, ни одно полотно, увиденное мною в последние годы на выставках, не поразило меня столь смелым, мощным решением высокогражданствен ной темы, столь смелым и верным, органическим по своей сути символом-обобщением, столь сильным его живописным воплощением! Я не нахожу, с чем сравнить картину Г. П. Сапожникова, настолько она сильна и правдива. И все это, следует полагать, оказалось возможным только в жанрово стилистических законах именно народной живописи. Здесь нет плакатной риторики. 10 Сибирские огии М «
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2