Сибирские огни, 1984, № 4
серыми тонами, от маленьких сверкающих глаз великанов наших прастепей, от плавностЕ очертаний мамонтов, от ощущения какой-то беззащитности животных, рожденной, возможно, их композиционной расстановкой — они виделись вместе, но были разделены, разграничены, отчуждены друг от друга. Но все это, вылива- юшееся в ощущение драматического напряжения, вместе с тем невольно приводило к мысли о том, что ничто другое, никто другой, кроме мамонта, так решительно не поспособствовал человеку стать человеком. Человек, благодаря мамонту, впервые в своем существовании получил достаточно СВОБОДНОЕ от добывания пищи ВРЕ МЯ, получил запас жизни. Мамонт подарил людям время для начатков размышле ний в искусств, частью выключил их из жизни как гонки за пищей. Недаром же первые рисунки сделаны на костях м ам онт^ первые архитектурные сооружения сделаны из его костей. Недаром же древние сибирские охотники и весь космос, вселенную представляли в виде мамонта... Он придал ускорение человеческому развитию и погиб. Погиб, оставшись в легендах, мифах, сказках, шаманских заклинаниях, остав- ьиись в добром отношении сибиряков ко всему, что касается мамонта... Я бы мог долго еще рассказывать об этом произведении самодеятельного мастера В. Д. Казакова. Но, думаю, некоторое представление вы уже о нем получи ли. А если не получили, то прошу верить мне на слово. Добавлю только одно, и олень на бердском базаре, и мамонты в городе Тогучине — родились под кистью непрофессионалов, самодеятельных художников, и несли в себе черты того рода живописи, который называют САМОДЕЯТЕЛЬНАЯ НАРОДНАЯ ЖИВОПИСЬ. Искусство народа, возрождаемое через художественную деятельность широких трудовых масс, есть не что иное, как одна из наиболее ощутимых, вещественных форм проявления социальной активности народа, есть достижение нашей культурной революции, есть одно из составляющих само понятие советский образ жизни. Наше государство в липе самых высших органов власти неустанно организу ет и направляет работу широкой сети студий, кружков, разных других форм худо- зкественного воспитания и обучения — выставок, фестивалей и т. д. Достаточно в связи с этим вспомнить постановления партии и правительства, принятые в послед ние годы (1978, 1979 гг.), чтобы еще раз убедиться в том важном месте САМОДЕ ЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА, которое ему отводится в нашей культуре и в перспективах ее дальнейшего развития. ‘ Обратимся зке к творчеству народных самодеятельных художников Сибири. Г. П. Сапожников (род. 1930 г.) Фрезеровщик, г, Томск, РСФСР «ПАМЯТИ ДВАДЦАТИ МИЛЛИОНОВ». 1975 г. Картон. Масло. 62X100. Красная площадь... Широкими волнами, повторяя плавные очертания почвы, закованной в камень, широкими золотыми волнами обтекая Мавзолей, стены Кремля, охватывая Истори ческий музей и узорочье собора Василия Блаженного (Покрова — на рву) и утекая в светлую голубую даль родного пространства, сливаясь с ним,— встала стеною, пролегла благодатной рекою, светом животворным пролилась Великая Хлебная Нива. Вся Красная плошадь — единое пшеничное поле... Так слитно ее — розное в едином — золото, так крепки ее крупные колосья, что плотной и недвижимой полосой, не утопая в хлебах и не приминая их, легла на ниву долгая тень Спасской башни, тени стен укрыли край нивы, тень ракеты упала на нее как тень крыла, охраняющего великий мирный покой пшеничного поля Красной площади, Кремля, покой мирной Родины... Но нет! Нет покоя! Нет мира! ' Постановление ЦК КПСС (март, 1978) сО мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества»; Постановление Совета Министров СССР (№ 275, март, 1979) «О ме рах ыо дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества в стране».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2