Сибирские огни, 1984, № 4

ра представляли в виде очеловеченных животных, а все явления природы, начиная с самого акта творения, как единый, разветвляющийся сюжет охоты, взаимодействия зверя и человека. Животные в мифе исходны, основополагающи. Они не только сотворили мироздание, сделали его пригодным для людей, но и явились их прародителями. Так зафиксировалось древнее знание о взаимосвязанности всего живого на земле, о род­ ственности всего в самом моменте жизни. Мамонт и Змей обустраивают землю. Потом уже, с появлением населенного мира, проявляет свои силы «культурный герой», он приспосабливает мир для более удобного обитания людей и зверей, он приспосабливает человека к нормальному обитанию в мире, научая его ремеслам, сообщая различные знания, давая уроки морали и этики, устанавливая разнообразные правила, регламентирующие поведение человека, оберегающие его от ошибок. Похищение титаном Прометеем небесного огня — это только один, «олитературенный», оснащенный социальным содержанием, вариант общечеловеческо­ го мифа о Небесном Стрелке, о космической охоте. Алтайский Прометей — Когюдей-Мерген ' охотится . на звезды, стреляет в Трех Марал ух (Орион), чтобы помочь людям устроить жизнь, выйти из мрака. Он выбива­ ет стрелой из брюха небесной маралухи сундук с душою злодея Кара-Кулы. След­ ствие этой, как в любой другой небесной охоты,— благоденствие людей, освобождение их от тьмы, зла и слепоты неведения. В алтайской охоте звезды выступают как маралухи, у северных народов как лось, златорогий олень. И это одно крыло мифа, Вот как описывается небесная охо­ та в эвенкийском мифе: «Богатырь сохатый Хоглен похитил на земле день и побежал с ним по небу. На земле стада ночь. Мани надел лыжи, взял добрый лук и две большие стрелы и пошел догонять Хоглена. Долго гнался за Хогленом Мани. Он сильно бросал лыжи вперед и оставлял за собою широкий след. Мани приблизился к Хоглену, пустил в него первую стрелу, да потемну промахнулся. Бежит по небу Хоглен с похищенным днем, гонится за ним Мани. Долго бежа­ ли. Мани поровнялся с Хогленом, забежал сбоку, натянул до уха тетиву и остано­ вил сохатого меткой стрелой. Отнял Мани у Хоглена день и понес его на землю. Он шел с ним к земле столько же времени, сколько гнался за Хогленом по небу. С тех пор Хоглен каждый вечер похищает с земли день и убегает с ним на небо. Но каждый раз Мани встает на лыжи, ровно в полночь догоняет его, пересе­ кает путь Хоглена стрелами, отнимает у сохатого день и приносит его на землю». (Запись и обработка Михаила Ошарова, 1928 г., река Сым.) Лоси-сохатые, маралухи, золоторогие олени — северное крыло мифа. Другое крыло распростерто над народами юга, юго-востока. Здесь герои охотятся на солн­ це, представляемое в образе ворона. Исследователи склонны полагать, что такое воинственное отношение к солнцу, убийство солнца, было вызвано тем, что оно своею жарою сильно докучало этим народам, вызывая у них непреодолимое желание убить светило. Но, думается, не лишено оснований и другое толкование. Миф о космической охоте — свидетельство об участии Великого Охотника, Небесно^ го Стрелка, прародителя, первочеловека в борьЬ^ космических сил меж собою. Вели­ кий Охотник вступает в нее. когда эта борьба ставит землю и ее обитателей на край гибели. Стрелок берет сторону одного из светил, помогает ему избавиться от злых соперников, тем самым он получает вечное расположение небес и, завершив земной путь, возносится на небо. Это судьба многих героев алтайского эпоса. Они во имя блага людей охотятся на звезды, а затем становятся звездами. Так ж е отли­ чали олимпийские боги героев античного мира, причисляя их к лику бессмертных Тут важно подчеркнуть, что, вероятнее всего, древний охотник, жил ли он на Севере или на Юге, относился к солнцу не как к врагу, акак к мощному другу-по- кровителю, которому он (его предок) помог освободиться от соперников, тем са­ мым в битве завоевав его расположение. Не от оставшегося после небесной охоты солнца «земля кипела, горы были как Амур, Амур как гора», это происходило от тех, лишних, побитых стрелою солнц. ‘ Одно из толкований значения этого имени —Небесный Меткий Стрелок.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2