Сибирские огни, 1984, № 4
поскольку на месте раскопа, на месте восстановленного жилища из костей мамонта,— мы увидим типовое строение. А чтобы, созерцать это, стоит ли ехать именно в К ар. татский район? Какой смысл противопоставлять современное сооружение — уникальному памятнику истории, единственному в своем роде? И то и это — крайне необходимо. Все дело в том, что помещение в принципе построить можно хоть где, подыскать для него место нетрудно, а вот памятнику истории с трудом находится место в про странстве сегодняшнего быстротекущего дня, а то и совсем не находится места... Как внушить ретивому администратору, что не хлебом (а в нашем случае — не салом) единым жив человек?! Человек жив еще и памятью, уважением к истории своей роди ны, он жив еще и кровной, осознанной связью со своими предками. Уважением и любовью к родной земле... Озерские школьники имели возможность изучать палеолит в натуре, увидеть его, потрогать руками. Теперь они долбят этот урок по картинке в книжке... Не из этого ли, в чаогности, и складываются зачатки пренебрежения к своему се лу? За околицей стоит курган, ценности которого хранятся в Эрмитаже, когда-то на месте этой деревни были поселения бронзового века. Но курган распахивается, засажи вается кукурузой, а бронзовый век школьники этого села изучают по материалам ев ропейских раскопок, и у них невольно складывается ощущение, что ИСТОРИЯ была где-то далеко — в Египте, Греции, Вавилонии, но не в их родных Барабинских степях!» Я пристрастен к мамонту. Когда-нибудь, возможно, мне и удастся собрать достаточное количество матери алов, чтобы поделиться с читателями своими раздумьями о мамонте в поэзии, живо писи, мифах, фольклоре. Ну, а пока я возьму на себя смелость ознакомить терпели вого читателя только с несколькими разнородными образцами складывающегося собрания... Вот — милая своей наивностью и «примитивизмом» мифологическая нга насанская сказка о сотворении земли. Интересна она еще и тем, что в законах сво его жанра отвечает на вопрос, как и почему исчезли мамонты. «Когда бог сперва сделал землю, он ее сделал ровной, как бумага. Потом бог посмотрел и подумал; «Что будут люди на такой гладкой лайде промышлять?» После этого он опять взял в руку землю. Всю вместе в руку собрал и немного потянул. Вот теперь земля-то вся стала изломанной. Лайды, реки разные, камни — вот так он и сделал. Мамонт, страшно большой зверь, тогда же по земле ходил и ломал ее. Бог по смотрел на это; — Почему такой большой зверь? Не надо. Взял и всех мамонтов прикончил, убил». Вот фрагменты обширного стихотворения сибирского поэта Владимира Андре евича Вихлянцева «РАССКАЗ О МАМОНТЕ». (1927 г.) Был зноен день, прозрачно-слюдяной; День навевал прибоя говор мерный. Мохнатый мамонт лег в тени пещерной И сдавлен сна тяжелою скалой... ...Но разве есть возможному пределы?! Н ам каж ды й миг загадок новых полн. И тело мамонта столетья холодело. Чтоб в наши дни, как ношу, сбросить сон. Снега и льды! Какое пробужденье! Полярной ночи в сонное липо Ударил рев испуга и смятенья. Где пенье трав, нетронутых лесов?.. Сиянье по небу металось, как набат. К азалась ночь каким-то черным бредом. Смятение у чума самоеда. Что мясом мамонта кормил своих собак. Не стало пороху, я руж ья вздорожалв. Свинцовый страх нахлынул, как туман. Курился дым. и богател шаман; Но предки мудрые в смятении молчали. И не хватило нарт, стремящихся ка юг, И были загнаны последние олени, И, сея уж ас, проносился вдруг Мохнатый призрак древних поколений... Пустые чумы кинуты ветрам; Нехитрый скарб — добыча запустенья. В глухую даль уводит след олений Темнеющею лентой по снегам. Средь брошенных жилиш, В неверном зимнем свете, . У берегов затерянной реки,— Безумствует првшедшвй из столетий. Вонзая в лед горячие клыки...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2