Сибирские огни, 1984, № 4

д а ж е см орщ ился, тряхнул головой, д ум ая , что это — н ав аж д ени е, ио шум не и счезал . Колпаков остановился и начал скрести с е б е грудь , м едл енн о с о о б р аж а я . Потом всплеснул руками: бестолочь, эт о ж гор ­ ная речка! О, черт! Как он ср а зу не распознал? А рнольд Егорович схватился с м еста и, не выбирая пути, прямо ч ер ез бол ота и кустарники кинулся на звук воды. Идти пришлось д о ­ вольно дол г о — и какой-то холм ещ е обходить , но вот шум сд ел ал ся бли зким , вполне явственным, он увидел край больш ого обрыва и встал н ад ним. Речка, пенясь и крутясь внизу, к а зал а сь ниточкой^ ж гуч е-б е- лого цвета. Д ер евь ев во зл е нее не было. Ви дел ся негустой к у стар ­ ник,— к аж ется , ж им олость ,— разглядеть трудно было. Колпаков при­ мерил гл азам и ущ елье. А что, если там , внизу, пойти вдоль по р ек е,— м ож ет, и л ес попадется? Он зам етил относительно безопасны й , как ем у пок а зал ось , спуск — там виднелась небольш ая осыпь, и решил рискнуть. Спуск ок а зал ся головоломным , но спустился Колпаков быстро, где на пятой точке, а где на четырех,— и ступил поспешною стопой на св еж и е, сотрясаемы е грохотом прибр еж ны е камни. В о д а бы ­ ла почти л едян ая , ясная. Он умыл лицо и руки. И когда, выпря­ мившись н ад водою , посмотрел вдоль потока — понял свою ошибку: склоны ниж е по течению становились совсем крутыми, почти отвесны ­ ми, идти вдоль бер ега было нельзя. Д а и деревьев там не было видно. Ничего не оставалось, как возвращ аться н а зад . Тяж ко в здохнув , он сд ел ал попытку вернуться по той ж е осыпи вверх. И тут увидел , что впустую п ер ебир а ет ногами: осыпь окатывалась пей подошвами , камни с тихим ш орохом ползли вниз, и зацепиться было соверш енно не за что. — Н у, хохмочки ...— удивился А рнольд Егорович, оказавш ись опять внизу и не поверив этом у странном у повороту дел а . Он попробовал ещ е р а з — б езр езуль татн о . Осыпь сл уж ил а сл ов ­ но бы хорош о подготовленной ловушкой. О ставалось искать какой- нибудь сносный подъ ем . С калолазом он был никаким, а тут высилась крутизна такая , что б е з специального снаряж ения — нечего и дум ать одолевать эт у махину. Он повернулся, пошел вверх по течению . Спо­ тыкался. Бал ан сировал . Предчувствие краха он ощ ущ ал теперь в ж и ­ воте — как дурную , тошнотворную пустоту. Несколько р а з он чуть не со ­ рвался в воду. Н о пока что шел вперед. Картина, однако, не менялась. Путь наверх был прочно закрыт. К огда он это понял, он м едл енно сел на камень, закурил . - - «В от теперь, каж ется , в се...» — подум алось ему. И , как ни стр ан ­ но, паники он не испытал. Р а ссиж и в ал на камне, курил, слуш ал шум воды ,— слишком мощный для такой маленькой речки,— и сов ерш ен ­ но ни о чем не дум ал . Это была та спасительная пустота, которую ч е­ ловеческий ум иногда сам и збирает, чтобы защитить себя , как ц еп ен е­ ет моллюск, прячась в своей скорлупе. Он докурил . Кинул окурок в воду, проследил за ним. Встал , засун ул большие пальцы рук в карманы и стал насвисты ­ вать арию Н еморино из оперы «Любовный напиток». Потом решил: н адо поглодать сухар ей . Н е пропадать ж е д обр у . З а сун ул за щ еку ку ­ сок сухаря . Ему стало почти весело. Н а всякий скучай он решил по­ пробовать подняться вверх по обрыву, сколько б у д ет м ожно. Нижняя часть склона как будто позволяла это сделать . А там — м ож ет, идея к а ­ кая-нибудь придет в голову?.. Это было не умней, чем его недавний спуск к речке, но черный хм ель обреченности уж е подхватил его душ у, уж е понес, как ночная вода несет осиротевший древесный лист. С большим трудом , цепляясь за редкие ветки кустарника, он п о д ­ нялся метров на пять-шесть,— и тут услыхал музыку. Это была «Зигф - рид-идиллия» Вагнера. — Я начинаю сходить с катушек. Н е рано ли? — спросил он себя вслух. Потом , для опыта, заткнул уши. Музыка исчезла. О стался лишь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2