Сибирские огни, 1984, № 3

ДУША ДЕРЕВА Уроженец славной Вероны, он прозвенел молодые годы саблею с войском Сте­ фана Батория, умножая славу Польши в походах на Молдавию, Ливонию, Московию, и при Сигизмунде Августе заслужил гордое польское дворянство. Четырнадцать лет крепко сидел он главою крепости Витебска, Когда сила его больше не могла служить славе второй родины, он посвятил ей умудренный зрело­ стью досуг, предался писательству и написал капитальную «Историю Польши». Но не этот труд, расцениваеькый как компиляция (если не как попросту укра­ денный им у Стрыйковского уже готовый к печати манускрипт), не это интересует нас теперь, но лишь одно место из другой обширной компиляции полонизированного италианца Алессандро Гваньини; фолиант этот вышел в год его сорокалетия и назы­ вается «Описание Европейской Сарматии» (1578 г.). Надо отдать должное именно писательскому подходу витебского веронца к ма­ териалам. Он пересказывает своих предшественников,— в данном случае Сигизмунда Герберштейна,— не только основательно и точно, но еще и расцвечивая текст остро­ умными деталями, выстраивая его в плавное и полновесное повествование. Итак,— ОБЛАСТЬ ЛУКОМОРЬЕ Область Лукоморье тянется длинной полосой подле северного моря; ее обитате­ ли живут без всяких построек в лесах и полях. По соседству с этой областью нахо­ дятся народы грустинцы и серпоновцы, от крепости Грустины до Китайского озера, где берет свой исток река Обь, Живущие близ этого озера черные люди, не владеющие общепонятной речью, имеют обычай приходить к Грустинской крепости, принося с собой разные товары, в особенности жемчуг, драгоценности и дорогие камни, которые грустинцы и серпо­ новцы приобретают от них путем обмена. Племена Лукоморья, а равно грустинцы и серпоновцы и еще некоторые живущие в области Оби и озера Китайского, вдоль рек Сосьвы, Березовой, Данадима и Тахмина, вплоть до Великого океана, как гово­ рят, платят дань великому московскому князю. Далее о некоторых народах Лукоморья рассказывают нечто чудесное и неправ­ доподобное, якобы они ежегодно 27 ноября, как «пьявки и лягушки», умирают от сильного мороза, сопровождаемого туманом. Когда затем приходит день 24 апреля, они, говорят, опять оживают. Рассказыва­ ют о них, что они ведут следующим образом торговлю со своими соседями грустинца- ми и серпоновцами: когда они уже чувствуют, что им грозит смерть в недалеком бу­ дущем, то сносят свои товары в надежное место; их уносят грустинцы и серпоновцы в промежутке их зимнего сна, оставив свои равноценные товары в том же месте. Когда же те оживут, то берут они товары за свои, если они им понравятся, по спра­ ведливому обмену; если же мена не была справедливой, то требуют обратно свои товары от грустинцев и серпоновцев, в силу чего между ними, как говорят, очень ча­ сто вспыхивают тяжбы и войны. ' ' - Из гор Лукоморья выходит крупная река Коссин, которая, пробежав Лукоморье, впадает, как говорят, в большую реку Тахмин. В реке же Тахмин, рассказывают, во­ дятся рыбы, которые головой, глазами, носом, ртом, ногами напоминают человека, но лишены какой-либо способности объясняться словесно. Говорят также, что по ту сто­ рону этой реки живут люди громадных размеров, из которых одни покрыты щетиной, наподобие зверей, а другие — с собачьими головами; живут они в подземных пещерах... Можно, особо не напрягая воображения, представить роскошные, затянутые в кожу, сработанные на века фолианты, исполненные подобного знания. Можно представить и вдохновенного творца одного из них — сугубого европей­ ца, человека образованного (чем? войнами?), в достаточно пышных одеждах и до­ статочно пышной обстановке Витебского замка... Но не лучше ли будет чуть-чуть напрячь воображение и подумать о сути зна­ ния, заключенного в эти добротные фолианты. 7 СяОисвка» огиш Л 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2