Сибирские огни, 1984, № 3
ДУША ДЕРЕВА Уроженец славной Вероны, он прозвенел молодые годы саблею с войском Сте фана Батория, умножая славу Польши в походах на Молдавию, Ливонию, Московию, и при Сигизмунде Августе заслужил гордое польское дворянство. Четырнадцать лет крепко сидел он главою крепости Витебска, Когда сила его больше не могла служить славе второй родины, он посвятил ей умудренный зрело стью досуг, предался писательству и написал капитальную «Историю Польши». Но не этот труд, расцениваеькый как компиляция (если не как попросту укра денный им у Стрыйковского уже готовый к печати манускрипт), не это интересует нас теперь, но лишь одно место из другой обширной компиляции полонизированного италианца Алессандро Гваньини; фолиант этот вышел в год его сорокалетия и назы вается «Описание Европейской Сарматии» (1578 г.). Надо отдать должное именно писательскому подходу витебского веронца к ма териалам. Он пересказывает своих предшественников,— в данном случае Сигизмунда Герберштейна,— не только основательно и точно, но еще и расцвечивая текст остро умными деталями, выстраивая его в плавное и полновесное повествование. Итак,— ОБЛАСТЬ ЛУКОМОРЬЕ Область Лукоморье тянется длинной полосой подле северного моря; ее обитате ли живут без всяких построек в лесах и полях. По соседству с этой областью нахо дятся народы грустинцы и серпоновцы, от крепости Грустины до Китайского озера, где берет свой исток река Обь, Живущие близ этого озера черные люди, не владеющие общепонятной речью, имеют обычай приходить к Грустинской крепости, принося с собой разные товары, в особенности жемчуг, драгоценности и дорогие камни, которые грустинцы и серпо новцы приобретают от них путем обмена. Племена Лукоморья, а равно грустинцы и серпоновцы и еще некоторые живущие в области Оби и озера Китайского, вдоль рек Сосьвы, Березовой, Данадима и Тахмина, вплоть до Великого океана, как гово рят, платят дань великому московскому князю. Далее о некоторых народах Лукоморья рассказывают нечто чудесное и неправ доподобное, якобы они ежегодно 27 ноября, как «пьявки и лягушки», умирают от сильного мороза, сопровождаемого туманом. Когда затем приходит день 24 апреля, они, говорят, опять оживают. Рассказыва ют о них, что они ведут следующим образом торговлю со своими соседями грустинца- ми и серпоновцами: когда они уже чувствуют, что им грозит смерть в недалеком бу дущем, то сносят свои товары в надежное место; их уносят грустинцы и серпоновцы в промежутке их зимнего сна, оставив свои равноценные товары в том же месте. Когда же те оживут, то берут они товары за свои, если они им понравятся, по спра ведливому обмену; если же мена не была справедливой, то требуют обратно свои товары от грустинцев и серпоновцев, в силу чего между ними, как говорят, очень ча сто вспыхивают тяжбы и войны. ' ' - Из гор Лукоморья выходит крупная река Коссин, которая, пробежав Лукоморье, впадает, как говорят, в большую реку Тахмин. В реке же Тахмин, рассказывают, во дятся рыбы, которые головой, глазами, носом, ртом, ногами напоминают человека, но лишены какой-либо способности объясняться словесно. Говорят также, что по ту сто рону этой реки живут люди громадных размеров, из которых одни покрыты щетиной, наподобие зверей, а другие — с собачьими головами; живут они в подземных пещерах... Можно, особо не напрягая воображения, представить роскошные, затянутые в кожу, сработанные на века фолианты, исполненные подобного знания. Можно представить и вдохновенного творца одного из них — сугубого европей ца, человека образованного (чем? войнами?), в достаточно пышных одеждах и до статочно пышной обстановке Витебского замка... Но не лучше ли будет чуть-чуть напрячь воображение и подумать о сути зна ния, заключенного в эти добротные фолианты. 7 СяОисвка» огиш Л 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2