Сибирские огни, 1984, № 3

лейтенантам — по двенадцать; епископам, генерал-майорам и действительным статским советникам — по десять; капитан-командо­ рам и статским советникам — по восемь лошадей и т. д. Титулярным советникам, для примера (в этом чине состоял А. С. Пуш­ кин), полагалось запрягать не более трех лошадей. Купцам и людям «низкого» зва­ ния также полагалось давать не более трех. Таков был порядок. Но можно было при желании прикупить за свой счет до­ полнительное количество лошадей, если на станции таковые оказывались свободными. Движение по тракту во всякое время года было оживленным. По данным П. Го­ ловачева, только между Томском и Иркут­ ском во второй половине 80-х годов прош­ лого столетия было занято свыше шест­ надцати тысяч ямщиков с восемьюдесятью тысячами аюшадей, которыми перевозилось до четырех миллионов пудов грузов. . Ямщик на тракте был самой- главной фи­ гурой. Как правило, это были люди горя­ чие и расторопные. Надо сказать, ямщики в России во все времена были особым со­ словием. Их можно было назвать даже мужицкой интеллигенцией. Постоянные по­ ездки на большие расстояния, в разные отдаленные края, встречи со многими ин­ тересными и бывалыми людьми обогащали их знанием жизни, расширяли кругозор. Не случайно в народр так много бытовало ^ песен о ямщиках. Некоторые из них живут и поныне. Одна из них — «Однозвучно гремит ко­ локольчик» относится непосредственно к Московско-Сибирскому тракту. Автор слов ее Иван Иванович Макаров из поселка Сива Пермской губернии был старшим ям­ щиком конвойной роты, сопровождавшей ссыльных и каторжан от Перми до Тоболь­ ска и Томска. Здесь, на этом- пути—-на уральских ли склонах, в Барабинской ли степи,— и родились его бессмертные строки. В концовке широко известной песни Гу­ рилева нет слов о ссыльных и о Сибири. Композитор убрал их, очевидно, по цен­ зурным соображениям. Но у Макарова они были. Вот две последние строфы этого стихотворения: Однозвучно гремит колокольчик, И ие слышится песНь ямщика. Слышен звон кандалов, а дорога, Дорога в Сибирь далека. Мы вернемся с тобой из Сибири. . Ну, а те, что у нас впереди. Те простились навеки с Россией. Им обратно уж нету пути. И. И. Макаров, как рассказывает его биограф А. Шарц из Перми, был автором ряда других стихотворений. Но прожил он, к сожалению, недолго. В одну из дальних поездок поэт-ямщик замерз в пу­ ти. «Это часто случалось в зимние бураны, особенно во время переходов по Барабин­ ской и Кулундинской степям»,— пишет А. Шарц. И кто знает, не о нем ли, не о Макаро­ ве ли кем-то была сочинена другая, не менее известная песня, рассказывающая про то, как «в степи глухой замерзал ям­ щик»? Этот вопрос напрашивается тем бо­ лее, что у Макарова, как и у замерзаю­ щего песенного героя, была молодая, го­ рячо им любимая жена, часто упоминав­ шаяся в его стихах, А одно из стихотво­ рений— «Ты грустишь, моя милая Ма­ ша» — целиком было посвящено ей. ' Ты грустишь, моя милая Маша, Что еду в далекий я путь. Не легка моя будет дорога. Помолись обо мне. Не забудь. Ты храни себя, милая Маша. К тебе в Сиву вернуся я вновь. Пусть минует тебя князя плетка. Пусть минует и княжья любовь. 1 Я вернусь, и конвойный начальник Разрешит Сиву мне навестить, И уйдем далеко мы полями. Чтобы горе людское забыть. Случилось однако так, что Ивану Ива­ новичу Макарову не суждено было боль­ ше увидеть свою «милую Машу». После его смерти ей доставлены были только «мешок худой, сапоги худые, две пары исподнего белья, картуз добрый да бума­ ги с сочинительством». Так в 1852 году погиб ямщик-поэт. Слова же полюбившей­ ся в народе песни его живут и сегодня. И. И. Макаров — не исключение. Среди ямщиков встречалось немало талантливых людей. Многие из них вспоследствии «вы­ бивались в люди», заводили свое дело ли­ бо оставляли после себя интересные запис­ ки. Братья Черепановы! например, из То­ больска создали даже целый труд по истории Сибири, так называемую Черепа- новскую летопись. Основная же масса ямщицкого сословия влачила жалкое существование. Труд их был нелегок, а оплачивался скудно. «Только приедешь куда-нибудь, только скинешь с себя все и расположишься у теплой печки, как уже говорят, что лошади готовы,— вспоминал известный русский пи­ сатель И. А. Гончаров, которому довелось проехать по Московско-Сибирскому трак­ ту от Аяна на Тихом океане до столи­ цы.— Не могу нахвалиться расторопностью и радушием здешних ямщиков... Лошади на взгляд сухи, длинношеи и не обещают силы,— продолжает он,— во едва проез­ жие начнут садиться, они навострят уши, ямщики обступят их кругом, по двое дер­ жат каждую лошадь, пока ямщик садится на козлы... Вот ямщик уселся, забрал вож ­ жи, закрутил их около рук... «Ну!» гово­ рит он. Все мгновенно раздаются в сторо­ ны, и тройка разом выпорхнет из ворот, как птица... И не увидишь, как мелькнут двадцать пять верст». И, А. Гончаров пишет далее, что за сут­ ки проезжал по 250 верст. Было это, ко­ нечно, зимней порой. Летом скорости бы­ ли значительно меньшими. Особенно трудно приходилось в распу­ тицу, когда дорога раскисала. В такую неудобную пору, например, ехал по Си­ бирскому тракту А. П. Чехов. В его днев­ нике мы читаем: «От Томска до Красно­ ярска отчаянная война с невылазной грязью. Боже мой, даже вспомнить жут­ ко!... Случалось, что от станции до стан­ ции ехал я 6—10 часов». Такой он был, великий Сибирский тракт, так ездили по нему — в разйое время по- разному: то летели птицей-тройкой, то, на­ оборот, ползли черепахой. Не говоря уже о тех, кого вели по нему в кандалах. Этим приходилось испытать все — страдать от холодов зимой и месить непролазную грязь весной ■и осенью. И, звеня кандала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2