Сибирские огни, 1984, № 3

только из-за границы в Роескге. но', и из России в страны Востока. Когда и кем был проложен Московско- Сибирский тракт? Ответить на это не про­ сто. Прокладка, развитие и усовершенство­ вание его — дело не одного поколения лю­ дей. Отмечалось уже, что сношения новго­ родцев с Сибирью, их походы «в Югру и за самоядь» пролегали, в основном, по во­ де и разным волокам. Зимою они шли обычно по льду теми же северными река­ ми или вдоль них. С конца XV века от Москвы в сторону Сибири путь пошел не­ сколько южнее — через Вологду и Великий Устюг, а оттуда на Соликамск и Чердынь. Этим путем пользовались и в первые годы после Ермака. От Соликамска же двига­ лись, вверх по притокам Камы до верховий реки Тавды, а оттуда спускались к Тоболь­ ску. Дорога эта была, однако, «слишком длинна и окольна». Более удобный путь в Сибирь был от­ крыт в 1597 году. Для его поисков, как говорит летописец, «были отряжены наро­ читые люди — сыщики». Лучшее направле­ ние предложил некий промышленный чело­ век Артемий Бабинов. Получивший назва­ ние Бабиновского. путь пошел от Соликам­ ска не на Север по реке Вишере до Лозь- вы, как было раньше, а сухопутьем до верховий Туры на Тюмень и далее до То­ больска. Вторая половина этого пути — от Верхотурья до Тобольска летом обычно шла по Туре и Тоболу, а зимой санным способом через Ирбит на Туринск и далее по льду названных рек. Новая дорога оказалась короче пути, ко­ торым пользовались ранее, примерно на две тысячи верст. Но точно она никем не промерялась., Расстояния тогда измерялись временем, необходимым на преодоление пути. Так, в старинной «Росписи сибир­ ским городам и острогам» указывается; «С Верхотурья к Туринскому острогу... вниз водою до Усть-Тагила реки в дощаниках ■ ходу три дни, а от Усть-Тагила реки до Туринсково острогу ходу пол-три дни, а в легких стругах с Верхотурья до Турин­ сково острогу ходу четыре дни... А зимним и летним сухим путем до Туринсково острогу лошадьми езду четыре дни, а на­ скоро три дни». Долог был путь по Сибирскому тракту в те времена. Так, чтобы путешественнику добраться от Тобольска до Селенгинска, требовалось не менее шести месяцев непре­ рывного пути, а до Нерчинска — около де­ сяти месяцев. Грузы же шли еще мед­ леннее. Новой жизнью тракт зажил в первой по­ ловине XVIII века. Петр I давно и при­ стально вглядывался в сторону Востока, где его интересовало все — и-полезные ис­ копаемые сибирских недр, и торговля с Китаем, и тихоокеанское побережье. Вот почему он позаботился о налаживании на­ дежных путей сообщения в этом крае. В результате резко увеличилась пропускная способность старого тракта, и почта, ранее ходившая в Сибирь только с оказией. Ста ла отправляться регулярно, вначале по три раза в год, а с 1724 года — ежеме­ сячно. Значительно спрямлено было и направ­ ление тракта. Он давно уже шел от Мо­ сквы 'не на Волсгду, а на Владимир .(отче-^ го и получил название «Владимирка») й далее на Казань и Пермь. Уральский уча­ сток тракта также был выпрямлен и сме­ щен к югу. От Перми он пошел на Кун- гур, Екатеринбург и Тюмень, оставив да- ' леко в стороне Верхотурье. Все работы по усовершенствованию тракта здесь велись под присмотром Управляющего горным округом В. Н, Татищева. В средней Сибири, то есть от Томска до Иркутска, реконструкция пути велась под руководством широко известного морепла­ вателя капитан-командора Витуса Берин­ га. Направляясь в 1733 году на Дальний Восток во главе так называемой Второй Камчатской экспедиции, он имел еще и до­ полнительное поручение по налаживанию почтового тракта в Сибири. Он обязан был по мере продвижения на восток «назна­ чать станы, от которого до которого места возить летом и зимой почту». Помощника­ ми его в этом деле были ехавшие вместе с ним геодезисты Плаутин и Баскаков. По их распоряжениям не только были опреде­ лены и заложены станы, но и поставлены верстовые столбы. Кстати, о сибирских верстах. В истори- . ческих архивах петровской эпохи хранит­ ся следующий любопыхный документ, ад­ ресованный верхотурскому воеводе; «1712, сентября в 27 день, по Указу Великого Государя... Петра Алексеевича, всея Вели- • кия и Малыя и Белыя России самодержца, Сибири губернатор князь Матвей Петро­ вич Гагарин приказал: по получении сего Указу, послать с Верхотурья до Туринска человека доброго из старых подьячих, и велеть мерять всякую версту по пятьсот сажень, и ставить столбы... а с Верхотурья надписать первый столб». Как видим, именно с Верхотурья повел­ ся счет бесконечным сибирским верстам. Оттуда же была налажена и «почтовая гоньба» во все сибирские города, вплоть до Якутска и Охотска. Более основательные перестройки, Мо­ сковско-Сибирского тракта производились в 1763—1780 годах и в начале двадцатых | годов прошлого века. На всем, протяжении пути, через каждые 25—30 верст, были заново возведены так называемые ямы — с домом для отдыха проезжающих, с ам­ баром и сеновалом для хранения фуража, конюшней и помещением для ямщиков. В последующем был спрямлен еще один участок тракта, в результате чего в сторо­ не остались трудный Аевский волок и древняя Тара. Для дороги было найдено более короткое и удобное направление — от Тюмени на слободу Коркинскую (ны­ не город Ишим), Абацкое, город Тюка- линск. На тракте действовал утвержденный са­ мим царем строгий регламент, кому и сколько отпускать лошадей. Станционные смотрители, сверяясь с по.дорожными про­ езжающих, выдавали им только то коли­ чество лошадей, которое соответствовало их званию и должности. Так, например, для проезда по тракту генерал-фельдмар- шала в его повозку полагалось запрягать двадцать лошадей; митрополитам и сена­ торам, генералам от кавалерии и инфанте­ рии, действительным тайным оове’^никам — по пятнадцать; архиепископам и генерал-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2