Сибирские огни, 1984, № 3
только из-за границы в Роескге. но', и из России в страны Востока. Когда и кем был проложен Московско- Сибирский тракт? Ответить на это не про сто. Прокладка, развитие и усовершенство вание его — дело не одного поколения лю дей. Отмечалось уже, что сношения новго родцев с Сибирью, их походы «в Югру и за самоядь» пролегали, в основном, по во де и разным волокам. Зимою они шли обычно по льду теми же северными река ми или вдоль них. С конца XV века от Москвы в сторону Сибири путь пошел не сколько южнее — через Вологду и Великий Устюг, а оттуда на Соликамск и Чердынь. Этим путем пользовались и в первые годы после Ермака. От Соликамска же двига лись, вверх по притокам Камы до верховий реки Тавды, а оттуда спускались к Тоболь ску. Дорога эта была, однако, «слишком длинна и окольна». Более удобный путь в Сибирь был от крыт в 1597 году. Для его поисков, как говорит летописец, «были отряжены наро читые люди — сыщики». Лучшее направле ние предложил некий промышленный чело век Артемий Бабинов. Получивший назва ние Бабиновского. путь пошел от Соликам ска не на Север по реке Вишере до Лозь- вы, как было раньше, а сухопутьем до верховий Туры на Тюмень и далее до То больска. Вторая половина этого пути — от Верхотурья до Тобольска летом обычно шла по Туре и Тоболу, а зимой санным способом через Ирбит на Туринск и далее по льду названных рек. Новая дорога оказалась короче пути, ко торым пользовались ранее, примерно на две тысячи верст. Но точно она никем не промерялась., Расстояния тогда измерялись временем, необходимым на преодоление пути. Так, в старинной «Росписи сибир ским городам и острогам» указывается; «С Верхотурья к Туринскому острогу... вниз водою до Усть-Тагила реки в дощаниках ■ ходу три дни, а от Усть-Тагила реки до Туринсково острогу ходу пол-три дни, а в легких стругах с Верхотурья до Турин сково острогу ходу четыре дни... А зимним и летним сухим путем до Туринсково острогу лошадьми езду четыре дни, а на скоро три дни». Долог был путь по Сибирскому тракту в те времена. Так, чтобы путешественнику добраться от Тобольска до Селенгинска, требовалось не менее шести месяцев непре рывного пути, а до Нерчинска — около де сяти месяцев. Грузы же шли еще мед леннее. Новой жизнью тракт зажил в первой по ловине XVIII века. Петр I давно и при стально вглядывался в сторону Востока, где его интересовало все — и-полезные ис копаемые сибирских недр, и торговля с Китаем, и тихоокеанское побережье. Вот почему он позаботился о налаживании на дежных путей сообщения в этом крае. В результате резко увеличилась пропускная способность старого тракта, и почта, ранее ходившая в Сибирь только с оказией. Ста ла отправляться регулярно, вначале по три раза в год, а с 1724 года — ежеме сячно. Значительно спрямлено было и направ ление тракта. Он давно уже шел от Мо сквы 'не на Волсгду, а на Владимир .(отче-^ го и получил название «Владимирка») й далее на Казань и Пермь. Уральский уча сток тракта также был выпрямлен и сме щен к югу. От Перми он пошел на Кун- гур, Екатеринбург и Тюмень, оставив да- ' леко в стороне Верхотурье. Все работы по усовершенствованию тракта здесь велись под присмотром Управляющего горным округом В. Н, Татищева. В средней Сибири, то есть от Томска до Иркутска, реконструкция пути велась под руководством широко известного морепла вателя капитан-командора Витуса Берин га. Направляясь в 1733 году на Дальний Восток во главе так называемой Второй Камчатской экспедиции, он имел еще и до полнительное поручение по налаживанию почтового тракта в Сибири. Он обязан был по мере продвижения на восток «назна чать станы, от которого до которого места возить летом и зимой почту». Помощника ми его в этом деле были ехавшие вместе с ним геодезисты Плаутин и Баскаков. По их распоряжениям не только были опреде лены и заложены станы, но и поставлены верстовые столбы. Кстати, о сибирских верстах. В истори- . ческих архивах петровской эпохи хранит ся следующий любопыхный документ, ад ресованный верхотурскому воеводе; «1712, сентября в 27 день, по Указу Великого Государя... Петра Алексеевича, всея Вели- • кия и Малыя и Белыя России самодержца, Сибири губернатор князь Матвей Петро вич Гагарин приказал: по получении сего Указу, послать с Верхотурья до Туринска человека доброго из старых подьячих, и велеть мерять всякую версту по пятьсот сажень, и ставить столбы... а с Верхотурья надписать первый столб». Как видим, именно с Верхотурья повел ся счет бесконечным сибирским верстам. Оттуда же была налажена и «почтовая гоньба» во все сибирские города, вплоть до Якутска и Охотска. Более основательные перестройки, Мо сковско-Сибирского тракта производились в 1763—1780 годах и в начале двадцатых | годов прошлого века. На всем, протяжении пути, через каждые 25—30 верст, были заново возведены так называемые ямы — с домом для отдыха проезжающих, с ам баром и сеновалом для хранения фуража, конюшней и помещением для ямщиков. В последующем был спрямлен еще один участок тракта, в результате чего в сторо не остались трудный Аевский волок и древняя Тара. Для дороги было найдено более короткое и удобное направление — от Тюмени на слободу Коркинскую (ны не город Ишим), Абацкое, город Тюка- линск. На тракте действовал утвержденный са мим царем строгий регламент, кому и сколько отпускать лошадей. Станционные смотрители, сверяясь с по.дорожными про езжающих, выдавали им только то коли чество лошадей, которое соответствовало их званию и должности. Так, например, для проезда по тракту генерал-фельдмар- шала в его повозку полагалось запрягать двадцать лошадей; митрополитам и сена торам, генералам от кавалерии и инфанте рии, действительным тайным оове’^никам — по пятнадцать; архиепископам и генерал-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2