Сибирские огни, 1984, № 3

морского пути. Достаточно вспомнить хотя бы исторический поход «Сибирякова» в 1932 году, челюскинскую эпопею 1934 года, героическую зимовку паПанинцев в 1937 го­ ду, дрейф «Георгия Седова» в 1938-м, под­ виги североморцев времен Великой Отечест­ венной войны,плавания атомного ледокола «Ленин» в послевоенные годы и, наконец, триумфальный прорыв атомохода «Сибирь» к Северному полюсу в 1979 году. Ослепи­ тельный фейерверк подвигов! А ведь слав^ ные страницы эти — лишь достойное новой эпохи продолжение дела. Начало же по­ корения арктических пространств уходит в глубину веков. Канал, которого нет на карте До сих пор мы говорили о путях, кото­ рые вели в Зауралье и оттуда в Европу Теперь остановимся на том, где проклады­ вались первые пути сообщения на терри­ тории самой Сибири. Поскольку, как уже отмечалось, русские люди не нашли за Уралом никаких нала­ женных путей, то в качестве последних они стали использовать местные реки, благо недостатка в них тут не было. И хотя мно. говодными и длинными оказались они вполне удобными и как будто самой приро дой предназначенными для сношения меж ду различными частями огромной террито рии. было все же одно великое неудобство текли они не к востоку, как простиралась сибирская земля, а поперек — с юга на се вер. И оттого людям следовавшим от Ура ла к Тихому океану, приходилось часто пе ребираться из бассейна одной реки в бас­ сейн другой волоком, по сухопутью. Главный' путь в Сибирь начинался в уральском городе Верхотурье. Здесь строи­ лись лодки, дощаники и прочие речные су­ да,, которые можно былоч нанять или ку­ пить для далеких путешествий по Сибири. Путь от Верхотурья шел по реке Туре, да­ лее по Тоболу, Иртышу, затем вверх по Оби до устья Кети, далее по Кети до села Маковского, от которого 89-верстным воло­ ком на телегах до города Енисейска. Здесь начиналась новая водная дорога по Енисею. Ангаре Байкалу и Селенге, вплоть до самой монгольской границы. А если перевалить через илимский волок с Ангары на реку Илим, путешественник оказывался уже в бассейне следующей ве­ ликой сибирской реки — Лены, откуда зем­ лепроходцы через Тугирский волок не раз сплавлялись в Амур и проходили им до са­ мого океана. Ия той же великой реки Л е­ ны они переправлялись на Индигирку и на Колыму, а с Колымы уже «морем-окияном» добирались до Анадыри и Камчами. Зарождение частных пароходств на реках Сибири явилось крупнейшим шагом вперед в усовершенствовании путей сообщения в этом отдаленном крае. Первые пароходы в Сибири появились в 1843 году — в бассейне Оби. Уже через одиннадцать лет они начи­ нают ходить по Амуру, а с 1856 года паро­ ходство заводится и на Лене. С ростом числа пароходов на сибирских реках все более облегчаются грузовые и пассажирские перевозки. По по-прежнему остаются трудности и неудобства перевалки грузов на стыках речных бассейнов. И тог­ да в полный рост встает идея транссибир­ ского речного пути. Если бы даж е в наши дни кто-либо пред­ ложил дерзкий проект соединить между собой такие реки, как Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур (ил,и Се­ ленга и Амур) посредством каналов и шлюзов в единый бесперевалочный путь от Верхотурья либо Тюмени до Николаевска- на-Амуре, то и теперь, пожалуй, мало на­ шлось бы людей, не подивившихся смелости этой мысли и не усомнившихся в самой возможности скорого ее исполнения. Между тем идея транссибирского речного судоходства зародилась и жила давно. Пер­ вые проекты соединения Оби и Енисея от­ носятся еще к концу ХУИ! века, к эпохе царствования Павла I. Уже тогда рассмат­ ривалось несколько вариантов будущего к а­ нала: в створе рек Вах — Елогуй, Тым и Сым, Кеть и Кемь. Существовал и еще один проект; Чулым—Кемь. Все эти направления не раз исследова­ лись, но исполнить ни один из выдвигав­ шихся вариантов не удалось из-за того, что по тем временам все это оказывалось слишком сложно и дорого. И только с за­ ведением на великих сибирских реках па­ роходств появились иные возможности. Об этом много в то время писали газеты, спо­ рили инженеры, навигаторы. А сибирские ( миллионеры трясли мошной. Царское правительство, однако, отдавая себе отчет в том, что проектируемый канал имел бы, кроме экономического, еще и стра­ тегическое, значение, строительство решило вести за счет казны. Рассмотрев достоинства и недостатки че­ тырех вышеназванных направлений соеди­ нения Оби и Енисея, правительственная ко­ миссия приняла к исполнению проект строительства по новому, пятому направ­ лению— Кеть — Кас, где притоки Кети — Озерная. .Помоватая и Язевая — отстояли от верховий реки Малый Кас Енисейского бассейна всего лишь на несколько кило­ метров. Здесь и решено было сделать «прокоп». Начало строительства было назначено на лето 1883 года. Более двух тысяч человек собралось в первое лето на месте будущего канала. И вот наступил час, и ударили, дружно вгрызаясь в грудь земли, заступы, и понес­ ся по тайге, распугивая зверье, тревожный хруст вековых корней. Барабанным боем отдавало урманное эхо перестук веселых топоров на плотинах. На реке Язевой над водою поднялся остов первого шлюза. Строительство начиналось огромное. Од­ них только плотин надо было соорудить двадцать восемь. Кроме того, необходимо было возвести двадцать девять шлюзов, расчистить от заломов и карчей мелкие ре­ чушки, спрямить их русла и углубить дно. Дело предстояло громадное не только по об-ьему работ, но и по тем последствиям, которые ожидались от исполнения смелого и трудного проекта. Вслед за строительством Обь-Енисейско- го канала должны были начаться работы по расчистке Ангары. К сожалению, осуществить все это тогда не удалось. Построен был только Обь-Ени-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2