Сибирские огни, 1984, № 3
морского пути. Достаточно вспомнить хотя бы исторический поход «Сибирякова» в 1932 году, челюскинскую эпопею 1934 года, героическую зимовку паПанинцев в 1937 го ду, дрейф «Георгия Седова» в 1938-м, под виги североморцев времен Великой Отечест венной войны,плавания атомного ледокола «Ленин» в послевоенные годы и, наконец, триумфальный прорыв атомохода «Сибирь» к Северному полюсу в 1979 году. Ослепи тельный фейерверк подвигов! А ведь слав^ ные страницы эти — лишь достойное новой эпохи продолжение дела. Начало же по корения арктических пространств уходит в глубину веков. Канал, которого нет на карте До сих пор мы говорили о путях, кото рые вели в Зауралье и оттуда в Европу Теперь остановимся на том, где проклады вались первые пути сообщения на терри тории самой Сибири. Поскольку, как уже отмечалось, русские люди не нашли за Уралом никаких нала женных путей, то в качестве последних они стали использовать местные реки, благо недостатка в них тут не было. И хотя мно. говодными и длинными оказались они вполне удобными и как будто самой приро дой предназначенными для сношения меж ду различными частями огромной террито рии. было все же одно великое неудобство текли они не к востоку, как простиралась сибирская земля, а поперек — с юга на се вер. И оттого людям следовавшим от Ура ла к Тихому океану, приходилось часто пе ребираться из бассейна одной реки в бас сейн другой волоком, по сухопутью. Главный' путь в Сибирь начинался в уральском городе Верхотурье. Здесь строи лись лодки, дощаники и прочие речные су да,, которые можно былоч нанять или ку пить для далеких путешествий по Сибири. Путь от Верхотурья шел по реке Туре, да лее по Тоболу, Иртышу, затем вверх по Оби до устья Кети, далее по Кети до села Маковского, от которого 89-верстным воло ком на телегах до города Енисейска. Здесь начиналась новая водная дорога по Енисею. Ангаре Байкалу и Селенге, вплоть до самой монгольской границы. А если перевалить через илимский волок с Ангары на реку Илим, путешественник оказывался уже в бассейне следующей ве ликой сибирской реки — Лены, откуда зем лепроходцы через Тугирский волок не раз сплавлялись в Амур и проходили им до са мого океана. Ия той же великой реки Л е ны они переправлялись на Индигирку и на Колыму, а с Колымы уже «морем-окияном» добирались до Анадыри и Камчами. Зарождение частных пароходств на реках Сибири явилось крупнейшим шагом вперед в усовершенствовании путей сообщения в этом отдаленном крае. Первые пароходы в Сибири появились в 1843 году — в бассейне Оби. Уже через одиннадцать лет они начи нают ходить по Амуру, а с 1856 года паро ходство заводится и на Лене. С ростом числа пароходов на сибирских реках все более облегчаются грузовые и пассажирские перевозки. По по-прежнему остаются трудности и неудобства перевалки грузов на стыках речных бассейнов. И тог да в полный рост встает идея транссибир ского речного пути. Если бы даж е в наши дни кто-либо пред ложил дерзкий проект соединить между собой такие реки, как Тура, Тобол, Иртыш, Обь, Енисей, Ангара, Лена, Амур (ил,и Се ленга и Амур) посредством каналов и шлюзов в единый бесперевалочный путь от Верхотурья либо Тюмени до Николаевска- на-Амуре, то и теперь, пожалуй, мало на шлось бы людей, не подивившихся смелости этой мысли и не усомнившихся в самой возможности скорого ее исполнения. Между тем идея транссибирского речного судоходства зародилась и жила давно. Пер вые проекты соединения Оби и Енисея от носятся еще к концу ХУИ! века, к эпохе царствования Павла I. Уже тогда рассмат ривалось несколько вариантов будущего к а нала: в створе рек Вах — Елогуй, Тым и Сым, Кеть и Кемь. Существовал и еще один проект; Чулым—Кемь. Все эти направления не раз исследова лись, но исполнить ни один из выдвигав шихся вариантов не удалось из-за того, что по тем временам все это оказывалось слишком сложно и дорого. И только с за ведением на великих сибирских реках па роходств появились иные возможности. Об этом много в то время писали газеты, спо рили инженеры, навигаторы. А сибирские ( миллионеры трясли мошной. Царское правительство, однако, отдавая себе отчет в том, что проектируемый канал имел бы, кроме экономического, еще и стра тегическое, значение, строительство решило вести за счет казны. Рассмотрев достоинства и недостатки че тырех вышеназванных направлений соеди нения Оби и Енисея, правительственная ко миссия приняла к исполнению проект строительства по новому, пятому направ лению— Кеть — Кас, где притоки Кети — Озерная. .Помоватая и Язевая — отстояли от верховий реки Малый Кас Енисейского бассейна всего лишь на несколько кило метров. Здесь и решено было сделать «прокоп». Начало строительства было назначено на лето 1883 года. Более двух тысяч человек собралось в первое лето на месте будущего канала. И вот наступил час, и ударили, дружно вгрызаясь в грудь земли, заступы, и понес ся по тайге, распугивая зверье, тревожный хруст вековых корней. Барабанным боем отдавало урманное эхо перестук веселых топоров на плотинах. На реке Язевой над водою поднялся остов первого шлюза. Строительство начиналось огромное. Од них только плотин надо было соорудить двадцать восемь. Кроме того, необходимо было возвести двадцать девять шлюзов, расчистить от заломов и карчей мелкие ре чушки, спрямить их русла и углубить дно. Дело предстояло громадное не только по об-ьему работ, но и по тем последствиям, которые ожидались от исполнения смелого и трудного проекта. Вслед за строительством Обь-Енисейско- го канала должны были начаться работы по расчистке Ангары. К сожалению, осуществить все это тогда не удалось. Построен был только Обь-Ени-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2