Сибирские огни, 1984, № 3
ш северные портрьг приходило много ино странных судов, зафрахтованных сибирски ми купцами и промышленниками. Всего с 70-х годов ^по 1904 год было проделано 87 плаваний из Европы в Сибирь и обрат но (при этом погибло и пропало без вести 10 кораблей). Наибольшей остроты необходимость на лаживания Северного морского пути до стигла в предреволюционные годы. Осо бенно после введения так называемого че лябинского тарифного перелома. Сибиряки в это время, используя даже трибуну Госу дарственной думы, настоятельно требовали открыть порто-франко в устье Оби и Ени сея. Главным своим мотивом они выстав ляли сбыт сибирского хлеба, масла, леса, графита и прочих товаров. Говоря о Северно;и морском пути, необ ходимо несколько слов сказать о Енисей ске, являвшемся главным отправным либо конечным пунктом дальних плаваний. В свое время Енисейск был важнейшим ад министративным центром, из которого ве лось управление всей Восточной Сибирью, включая Якутск и Забайкалье. Его не ми новали ни землепроходцы, ни участники двух великих камчатских экспедиций, никто из путешественников и ученых, изучавших Сибирь тех времен. Позднее Енисейск при обретает не менее важное значение в каче стве золотрносной столицы Сибири во вре- мена «золотой'лихорадки» на Енисее в се редине прошлого века. Но, пожалуй, самая главная и наиболее интересная роль, которую ему пришлось сыграть в истории Сибири,— это роль мор ского порта (несмотря на более чем двух тысячекилометровую отдаленность от побе режья Ледовитого океана). Почему именно этот город становится одним из значительных сибирских центров судостроения и наиболее важной и извест ной гаванью? Разве не было у других при речных городов сходных условий, скажем, у того же Тобольска или Обдорска, Тары, Сургута или Березова на Оби и ее прито ках, либо у Туруханска или Красноярска на Енисее?' Разумеется, были. Но ни один из наз ванных городов не смог тягаться с Енисей ском по дерзости и размаху освоения Се верного морского пути, в особенности по попыткам налаживания внешнеторговых связей. Позднее лишь Омску удалось перехва тить пальму первенства по количеству и обьемам перевозок на Северном Ледовитом океане. Здесь, на среднем Иртыше, после учреждения «Убекосибири»' появился под линный штаб планомерного наступления на Арктику. Работа успешно велась на науч ной основе, при непосредственной помощи Советского правительства. Но это было уже в Советскую эпоху. Что же касается дореволюционного времени, то тут у Ени сейска соперников не было. Но даже и Омск, несмотря на нревосход- ство в объемах перевозок и более высокий уровень постановки дела, не мог превзойти Енисейск в широте связей. Из Омска преж де всего осуществлялись лишь каботаж ные плавания. Енисейск же был связан с ' Управление по обеспечению безопасности ко раблевождения в устьях рек и у берегов Сибири. портами европейских государств — Норве гии, Англии, Швеции и Германии. Многие енисейцы жили мечтой о дальних плаваниях. И хотя мечта эта была отнюдь не гриновская, не романтическая, а сугубо деловая, она была не менее прекрасной. Кстати, об енисейцах. Пожадуй, ни в ком так ярко и сильно не проявлялся героиче ский и пытливый характер, как в них. И кто знает, не характер ли сам,ого Енисея в какой-то мере сказался в этих людях? В самом деле, нет за Уралом реки более могучей и величественной. Не случайно Антон Павлович Чехов, проезжая через Красноярск в 1890 году, по пути на Саха лин, писал о Енисее; «Не в обиду будь ска зано ревнивым почитателям Волш, в сво ей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». И далее; «Я стоял и думал; какая пол ная, умная и смелая жизнь осветит со вре менем эти берега! Я завидовал Сибиряко- ву, который, как я читал, из Петербурга плывет на пароходе в Ледовитый ' океан, чтобы оттуда пробраться в устье Енисея»... С самых первых дней освоения Енисей стал рекой поистине государственной, в том смысле, что плавания по нему вызывались не только нуждами передвижения людей й грузов лишь местного значения, но чаще всего преследовали интересы общесибир ские, нередко общегосударственные. Именно здесь, на его берегах, рождались и частично воплощались в жизнь дерзкие идеи дальних водных сообщений, смелые проекты соединения отдельных отрезков водных путей в единую непрерывную ма гистраль через всю Сибирь. Более того, че рез Урал и Печору с Двиной вплоть до Ар хангельска. Выше мы приводили восторженные слова А. П. Чехова о Енисее. Однако в том ж е' самом месте он утверждал, что жизнь на этих берегах «началась стоном, а кончит ся удалью, какая нам и во сне не снилась». Да позволено будет не согласиться с при веденными выше словами. Ибо не стоном, а именно удалью начиналась жизнь в Сиби ри, в том числе и на могучем Енисее. Сто ном она стала сопровождаться позднее, когда Сибирь по воле царского самодержа вия была превращена в край ссылки и каторги. При Советской власти началось подлин но успешное, в тесном контакте с наукой, освоение Северного морского пути. Уже в трудном 1920 году в связи с разрухой, па рившей на железных дорогах страны. Се верным морским путем из обских и енисей ских портов доставляется хлеб голодающе му населению архангельского Поморья В 1921 году эти поставки увеличиваются В обмен на сибирский хлеб из Архангель ска в Сибирь шли промышленные товары, тракторы, станки, машины. Планомерное наступление на Арктику усиливается в 30-е годы. С тех пор мы не перестаем восхищаться все новыми и новы ми подвигами наших современников — со ветских моряков-североморцев, летчиков, ученых — всех ветеранов Арктики, вписы вающих одну героическую страницу за другой в летопись освоения Северного
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2