Сибирские огни, 1984, № 3

ш северные портрьг приходило много ино­ странных судов, зафрахтованных сибирски­ ми купцами и промышленниками. Всего с 70-х годов ^по 1904 год было проделано 87 плаваний из Европы в Сибирь и обрат­ но (при этом погибло и пропало без вести 10 кораблей). Наибольшей остроты необходимость на­ лаживания Северного морского пути до­ стигла в предреволюционные годы. Осо­ бенно после введения так называемого че­ лябинского тарифного перелома. Сибиряки в это время, используя даже трибуну Госу­ дарственной думы, настоятельно требовали открыть порто-франко в устье Оби и Ени­ сея. Главным своим мотивом они выстав­ ляли сбыт сибирского хлеба, масла, леса, графита и прочих товаров. Говоря о Северно;и морском пути, необ­ ходимо несколько слов сказать о Енисей­ ске, являвшемся главным отправным либо конечным пунктом дальних плаваний. В свое время Енисейск был важнейшим ад­ министративным центром, из которого ве­ лось управление всей Восточной Сибирью, включая Якутск и Забайкалье. Его не ми­ новали ни землепроходцы, ни участники двух великих камчатских экспедиций, никто из путешественников и ученых, изучавших Сибирь тех времен. Позднее Енисейск при­ обретает не менее важное значение в каче­ стве золотрносной столицы Сибири во вре- мена «золотой'лихорадки» на Енисее в се­ редине прошлого века. Но, пожалуй, самая главная и наиболее интересная роль, которую ему пришлось сыграть в истории Сибири,— это роль мор­ ского порта (несмотря на более чем двух­ тысячекилометровую отдаленность от побе­ режья Ледовитого океана). Почему именно этот город становится одним из значительных сибирских центров судостроения и наиболее важной и извест­ ной гаванью? Разве не было у других при­ речных городов сходных условий, скажем, у того же Тобольска или Обдорска, Тары, Сургута или Березова на Оби и ее прито­ ках, либо у Туруханска или Красноярска на Енисее?' Разумеется, были. Но ни один из наз­ ванных городов не смог тягаться с Енисей­ ском по дерзости и размаху освоения Се­ верного морского пути, в особенности по попыткам налаживания внешнеторговых связей. Позднее лишь Омску удалось перехва­ тить пальму первенства по количеству и обьемам перевозок на Северном Ледовитом океане. Здесь, на среднем Иртыше, после учреждения «Убекосибири»' появился под­ линный штаб планомерного наступления на Арктику. Работа успешно велась на науч­ ной основе, при непосредственной помощи Советского правительства. Но это было уже в Советскую эпоху. Что же касается дореволюционного времени, то тут у Ени­ сейска соперников не было. Но даже и Омск, несмотря на нревосход- ство в объемах перевозок и более высокий уровень постановки дела, не мог превзойти Енисейск в широте связей. Из Омска преж­ де всего осуществлялись лишь каботаж­ ные плавания. Енисейск же был связан с ' Управление по обеспечению безопасности ко­ раблевождения в устьях рек и у берегов Сибири. портами европейских государств — Норве­ гии, Англии, Швеции и Германии. Многие енисейцы жили мечтой о дальних плаваниях. И хотя мечта эта была отнюдь не гриновская, не романтическая, а сугубо деловая, она была не менее прекрасной. Кстати, об енисейцах. Пожадуй, ни в ком так ярко и сильно не проявлялся героиче­ ский и пытливый характер, как в них. И кто знает, не характер ли сам,ого Енисея в какой-то мере сказался в этих людях? В самом деле, нет за Уралом реки более могучей и величественной. Не случайно Антон Павлович Чехов, проезжая через Красноярск в 1890 году, по пути на Саха­ лин, писал о Енисее; «Не в обиду будь ска­ зано ревнивым почитателям Волш, в сво­ ей жизни я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица, зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». И далее; «Я стоял и думал; какая пол­ ная, умная и смелая жизнь осветит со вре­ менем эти берега! Я завидовал Сибиряко- ву, который, как я читал, из Петербурга плывет на пароходе в Ледовитый ' океан, чтобы оттуда пробраться в устье Енисея»... С самых первых дней освоения Енисей стал рекой поистине государственной, в том смысле, что плавания по нему вызывались не только нуждами передвижения людей й грузов лишь местного значения, но чаще всего преследовали интересы общесибир­ ские, нередко общегосударственные. Именно здесь, на его берегах, рождались и частично воплощались в жизнь дерзкие идеи дальних водных сообщений, смелые проекты соединения отдельных отрезков водных путей в единую непрерывную ма­ гистраль через всю Сибирь. Более того, че­ рез Урал и Печору с Двиной вплоть до Ар­ хангельска. Выше мы приводили восторженные слова А. П. Чехова о Енисее. Однако в том ж е' самом месте он утверждал, что жизнь на этих берегах «началась стоном, а кончит­ ся удалью, какая нам и во сне не снилась». Да позволено будет не согласиться с при­ веденными выше словами. Ибо не стоном, а именно удалью начиналась жизнь в Сиби­ ри, в том числе и на могучем Енисее. Сто­ ном она стала сопровождаться позднее, когда Сибирь по воле царского самодержа­ вия была превращена в край ссылки и каторги. При Советской власти началось подлин­ но успешное, в тесном контакте с наукой, освоение Северного морского пути. Уже в трудном 1920 году в связи с разрухой, па рившей на железных дорогах страны. Се верным морским путем из обских и енисей ских портов доставляется хлеб голодающе му населению архангельского Поморья В 1921 году эти поставки увеличиваются В обмен на сибирский хлеб из Архангель­ ска в Сибирь шли промышленные товары, тракторы, станки, машины. Планомерное наступление на Арктику усиливается в 30-е годы. С тех пор мы не перестаем восхищаться все новыми и новы­ ми подвигами наших современников — со­ ветских моряков-североморцев, летчиков, ученых — всех ветеранов Арктики, вписы­ вающих одну героическую страницу за другой в летопись освоения Северного

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2