Сибирские огни, 1984, № 3

лвжения. Выход же был один; строитель­ ство удобных путей сообщения — либо вод­ ных, посредством соединения сибирских рек каналами и шлюзами, либо — трансси­ бирского железнодорожного пути. Но по­ скольку царское правительство с этим не торопилось, местные толстосумы пытались взять инициативу в свои руки. Надо от­ дать им справедливость, среди сибирских купцов и промышленников были подлинные энтузиасты и патриоты края, как например, А. М. Сибиряков, М. К- Сидоров и некото­ рые другие. Ими двигала, конечно, не бес­ корыстная благотворительность, а расчеты на то, что каждый затраченный рубль на строительство дорог и каналов им же в первую очередь принесет дивиденды. И по­ тому. они наперебой предлагали денья-и на строительство Обь-Енисейского канала, на расчистку порогов Ангары и другие проек­ ты, которые сами, на свой счет, разрабаты­ вали и всякими путями проталкивали в правительстве. Но всякий раз натыкались на отказы. Разбогатевшие на дешевых сибирских хлебах и золоте местные купцы и промыш­ ленники рвались не только на всероссий­ ский рынок, они давно уже ■мечтали об участии в западноевропейской торговле. Один из наиболее богатых представителей их А. М. Сибиряков писал в 1892 году: «Сибирь богата водными путями, реки ее даже считаются первыми в мире... наша за ­ дача состоит в том, чтобы ими пользовать­ ся, как должно... создать систему сообще­ ний, имеющую своим выходом море. Что наступило время подумать об этом, лучше всего доказывает прошлый и нынешний годы. В прошлом году... на Оби было за ­ куплено хлеба до 15 миллионов пудов, для перевозки его в Тюмени было вновь пост­ роено около 20 пароходов... а куда девать­ ся со своим хлебом Сибири, когда будут изобильные урожаи не только на Оби, но и на Иртыше, да и Европейская Россия не будет нуждаться в сибирском хлебе?» И вот он хлопочет о сооружении канала Сосьва — Илыч для соединения обского бассейна е печорским, посредством которого сибирский хлеб мог бы пойти на Архан­ гельск. И предлагает деньги для этого. М. К. Сидоров выдвигает свой вариант пу­ т и — через систему ямальских речек и ка­ нала между Туруханом и Тазом, и также берется осуществить это на свой собствен­ ный счет. Енисейский купец П. Е. Фунто- сов назначает 10 тысяч рублей в премию тому, кто первым пройдет по предложен­ ному им направлению Обь-Енисейского вод­ ного соединительного пути. Было много других предложений. И хотя нравительство неизменно отвечало отказом, однако оно не могло охладить купеческую инициативу. Последняя стала искать ино­ го выхода. Так, М. К. Сидоров удивил Ев­ ропу н Россию героическим рейсом снаря­ женной им шхуны «Утренняя заря», кото­ рая вышла в море из устья Енисея 9 авгу­ ста 1877 года. Ее плавание было сопряжено с массою труднопреодолимых опасностей, ибо по­ строенная в Енисейске плоскодонка по сви­ детельству специалистов «являла собой са­ мый плохой образец корабельного искусст­ ва». К тому же она была почти без навига­ ционных приборов. 18 августа, войдя в Кар- сгче Во“ ота, «ккпаж этого утлого еуле- нышка пережил самые страшные часы свое­ го дальнего плавания. Сильнейший шторм и морское течение стремительно понесли его на отвесно обрывающиеся скалы южной оконечности Новой Земли, Лишь сверхче- ловеческие усилия смелых мореходов от­ вратили почти неизбежную гибель. З а время 12-тысячекилометровоГо пути было много всяких других опасностей и приключений, прежде чем «Утренняя заря» ошвартовалась у пирса на Неве 19 ноября 1877 года. Герои доставили в столицу бо­ гатую коллекцию сибирских полезных иско­ паемых — образцы серебряных, медных и железных руд, а также 200 пудов графита, чучела птиц, зверей, гербарии, этнографи­ ческие материалы и т. д. Это был, можно сказать, своеобразный агитрейс, задачей ко­ торого было заинтересовать русские науч­ ные общества. Академию наук и правитель* ство выгодной разработкой сибирских бо­ гатств, в то же время доказать возмож­ ность сквозных плаваний из устий Оби и Енисея в Европу. Удачно начатое дело получило не менее успешное продолжение. Уже на следую­ щий год А. М. Сибиряков снаряжает сразу два судна — пароход «Фразер», переимено­ ванный И.М затем в «Москву», и парусный бриг «Экспресс». Вышедшие из Бремена, они доставили в устье Енисея промышлен­ ные товары, а обратным ходом в Германию повезли сибирскую пшеницу. В 187¾ году они вновь пришли на Север с различными товарами, в обратный же путь снова загру* зились пшеницей. М. К. Сидоров в свою очередь фрахтует английское судно капи­ тана Виггинса, которое дважды приходит из Англии на Енисей. Как говорится, лиха беда начало. Эти рейсы убедили даж е чиновников морского министерства в том, что пришла пора нала- Ж|И1вать пароходство в морях Северного Ледовитого океана. В 1893 году в Енисейск приходит целая флотилия военных кораб­ лей под командованием капитана Добро- творского. Тогда же, в связи с началом строительства железнодорожной магистра- . ли, из Англии в устье Енисея на трех па­ роходах были доставлены закупленные там рельсы. И хотя груз дошел до Красноярска не полностью (часть рельсов при выгрузке в Гольчихе была утоплена), тем не менее.еще раз было убедительно доказано, что сквоз­ ные плавания по Северному морскому пути возможны. Следующим шагом явилось сна­ ряжение каравана грузовых судов в связи с начавшейся русско-японской войной. Только-только построенная железная дь-р>га не справлялась с резко возросшим грузо­ потоком на Дальний Восток. Потому и бы­ ло решено, часть его отправить через Б ал ­ тийские порты, вокруг Скандинавии в устье Енисея, а оттуда вверх но реке до Красно­ ярска. Суда грузились в Риге и Либаве. Экспе­ диция под командованием Сергеева состоя­ ла из двух паровых и девяти непаровых , лихтеров, семи буксиров и четырех боль- ' ших торговых пароходов. И этот отряд мо­ ряков задание выполнил блестяще. Мы здесь говорили лишь о русских су­ дах и рейсах. Но не только они бороздили северные воды. В описываемое время в яа-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2