Сибирские огни, 1984, № 3
лвжения. Выход же был один; строитель ство удобных путей сообщения — либо вод ных, посредством соединения сибирских рек каналами и шлюзами, либо — трансси бирского железнодорожного пути. Но по скольку царское правительство с этим не торопилось, местные толстосумы пытались взять инициативу в свои руки. Надо от дать им справедливость, среди сибирских купцов и промышленников были подлинные энтузиасты и патриоты края, как например, А. М. Сибиряков, М. К- Сидоров и некото рые другие. Ими двигала, конечно, не бес корыстная благотворительность, а расчеты на то, что каждый затраченный рубль на строительство дорог и каналов им же в первую очередь принесет дивиденды. И по тому. они наперебой предлагали денья-и на строительство Обь-Енисейского канала, на расчистку порогов Ангары и другие проек ты, которые сами, на свой счет, разрабаты вали и всякими путями проталкивали в правительстве. Но всякий раз натыкались на отказы. Разбогатевшие на дешевых сибирских хлебах и золоте местные купцы и промыш ленники рвались не только на всероссий ский рынок, они давно уже ■мечтали об участии в западноевропейской торговле. Один из наиболее богатых представителей их А. М. Сибиряков писал в 1892 году: «Сибирь богата водными путями, реки ее даже считаются первыми в мире... наша за дача состоит в том, чтобы ими пользовать ся, как должно... создать систему сообще ний, имеющую своим выходом море. Что наступило время подумать об этом, лучше всего доказывает прошлый и нынешний годы. В прошлом году... на Оби было за куплено хлеба до 15 миллионов пудов, для перевозки его в Тюмени было вновь пост роено около 20 пароходов... а куда девать ся со своим хлебом Сибири, когда будут изобильные урожаи не только на Оби, но и на Иртыше, да и Европейская Россия не будет нуждаться в сибирском хлебе?» И вот он хлопочет о сооружении канала Сосьва — Илыч для соединения обского бассейна е печорским, посредством которого сибирский хлеб мог бы пойти на Архан гельск. И предлагает деньги для этого. М. К. Сидоров выдвигает свой вариант пу т и — через систему ямальских речек и ка нала между Туруханом и Тазом, и также берется осуществить это на свой собствен ный счет. Енисейский купец П. Е. Фунто- сов назначает 10 тысяч рублей в премию тому, кто первым пройдет по предложен ному им направлению Обь-Енисейского вод ного соединительного пути. Было много других предложений. И хотя нравительство неизменно отвечало отказом, однако оно не могло охладить купеческую инициативу. Последняя стала искать ино го выхода. Так, М. К. Сидоров удивил Ев ропу н Россию героическим рейсом снаря женной им шхуны «Утренняя заря», кото рая вышла в море из устья Енисея 9 авгу ста 1877 года. Ее плавание было сопряжено с массою труднопреодолимых опасностей, ибо по строенная в Енисейске плоскодонка по сви детельству специалистов «являла собой са мый плохой образец корабельного искусст ва». К тому же она была почти без навига ционных приборов. 18 августа, войдя в Кар- сгче Во“ ота, «ккпаж этого утлого еуле- нышка пережил самые страшные часы свое го дальнего плавания. Сильнейший шторм и морское течение стремительно понесли его на отвесно обрывающиеся скалы южной оконечности Новой Земли, Лишь сверхче- ловеческие усилия смелых мореходов от вратили почти неизбежную гибель. З а время 12-тысячекилометровоГо пути было много всяких других опасностей и приключений, прежде чем «Утренняя заря» ошвартовалась у пирса на Неве 19 ноября 1877 года. Герои доставили в столицу бо гатую коллекцию сибирских полезных иско паемых — образцы серебряных, медных и железных руд, а также 200 пудов графита, чучела птиц, зверей, гербарии, этнографи ческие материалы и т. д. Это был, можно сказать, своеобразный агитрейс, задачей ко торого было заинтересовать русские науч ные общества. Академию наук и правитель* ство выгодной разработкой сибирских бо гатств, в то же время доказать возмож ность сквозных плаваний из устий Оби и Енисея в Европу. Удачно начатое дело получило не менее успешное продолжение. Уже на следую щий год А. М. Сибиряков снаряжает сразу два судна — пароход «Фразер», переимено ванный И.М затем в «Москву», и парусный бриг «Экспресс». Вышедшие из Бремена, они доставили в устье Енисея промышлен ные товары, а обратным ходом в Германию повезли сибирскую пшеницу. В 187¾ году они вновь пришли на Север с различными товарами, в обратный же путь снова загру* зились пшеницей. М. К. Сидоров в свою очередь фрахтует английское судно капи тана Виггинса, которое дважды приходит из Англии на Енисей. Как говорится, лиха беда начало. Эти рейсы убедили даж е чиновников морского министерства в том, что пришла пора нала- Ж|И1вать пароходство в морях Северного Ледовитого океана. В 1893 году в Енисейск приходит целая флотилия военных кораб лей под командованием капитана Добро- творского. Тогда же, в связи с началом строительства железнодорожной магистра- . ли, из Англии в устье Енисея на трех па роходах были доставлены закупленные там рельсы. И хотя груз дошел до Красноярска не полностью (часть рельсов при выгрузке в Гольчихе была утоплена), тем не менее.еще раз было убедительно доказано, что сквоз ные плавания по Северному морскому пути возможны. Следующим шагом явилось сна ряжение каравана грузовых судов в связи с начавшейся русско-японской войной. Только-только построенная железная дь-р>га не справлялась с резко возросшим грузо потоком на Дальний Восток. Потому и бы ло решено, часть его отправить через Б ал тийские порты, вокруг Скандинавии в устье Енисея, а оттуда вверх но реке до Красно ярска. Суда грузились в Риге и Либаве. Экспе диция под командованием Сергеева состоя ла из двух паровых и девяти непаровых , лихтеров, семи буксиров и четырех боль- ' ших торговых пароходов. И этот отряд мо ряков задание выполнил блестяще. Мы здесь говорили лишь о русских су дах и рейсах. Но не только они бороздили северные воды. В описываемое время в яа-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2