Сибирские огни, 1984, № 3

России в новых, сибирских условиях, в со­ хранении ■и закреплении здесь черт харак­ тера северной ветви русской народности, ее обычаев и нравов. Характер же этот сложился не сам по себе, а в силу специфических условий жиз­ ни Придвинского края. Дело в том, что Рос­ сия в те далекие времена не имела иных вы­ ходов к М'Орям, кроме как к Белому и Б а­ ренцеву. Великий Устюг и другие северные города, таким образом, волею судеб ока­ зались в центре этого оживленного пути. Местные жители рождались, росли и му­ жали в атмосфере бесконечных передвиже­ ний, а потому многие из них сами станови­ лись, искусными навигаторами. Они ходили по Сухоне до Вологды, по Вычегде до пе­ чорского водораздела и по самой Печоре до Карского моря, а по Двине до Белого моря, через которое добирались до Барен­ цева, а оттуда до Новой Земли и Шпиц­ бергена; поднимаясь же вверх по рекам Югу и Лузе, достигали Волги и Каспия. Все эти плавания требовали большого на­ пряжения сил, мужества, отваги, способст­ вовали выработке характера, не боящегося пространства. Неудивительно, что как только в конце XVI века началось хозяйственное освоение Сибири, первыми за Урал устремились бы­ валые устюжане, тотемцы, пинежане, кар- гопольцы, мезенцы и сольвычегодцы — на­ род многоопытный, сноровистый, смелый, для которого, как говорится, и сто верст— не околица. О таких людях хорошо сказал писатель- декабрист Александр Алёксандровьич Бе- стужев-Марлцнский: «Когда подумаешь, что русский мужичок-промышленник, мореход, на какой-нибудь щепке, на шитике, на кар­ басе, в кожаной байдаре, без компаса, без карт, с ломтем хлеба в кармане, плавал, хаживал на Грумант, в Камчатку из Охот­ ска, в Америку из Камчатки, так сердце смеется, а по коже мурашки бегают. Около света опоясать? Копейка! Послушайте, как они говорят про свои странствия, про ко­ торые бы французы и англичане и в пес­ нях не напелись и в колокола не назвони­ лись, и вы убедитесь, что и труды и опас­ ности для него игрушка... куда ни поска­ чет — дорога, где ни обернется — простор». Вот такие..то люди и были первыми из тех, кто начинал хозяйственное освоение Сибири. От них-то и ведет свою родослов­ ную сибирский характер. Морские ворота Сибири Начинать разговор о путях сообщения в Сибири надо с тех троп, пользуясь кото­ рыми проникали за Урал отважные новго­ родцы. А шли они через Русское Поморье, северным краем, вдоль Мезени, Вычегды, Печоры и их притоков, затем Северным Уралом поперек горного хребта и далее по Сосьве, Оби, Тазовской губе и Тазу. И хотя время не сохранило никаких ви­ димых следов существования этого пути, одно можно сказать со всей определен­ ностью: он был не из легких. Другим древним путем в Сибирь служи­ ло Студеное море. И это не случайно. З а ­ мечательный русский флотоводец' Степан Осипович Макаров сказал однажды: «Если еравнить Россию со зданием, нельзя не признать, что фасад его выходит на Север­ ный Ледовитый океан». Всякий, кто вни­ мательно посмотрит на географическую карту, легко с этим согласится. Когда русские начали плавать по Ледови­ тому океану? Кто ответит на этот вопрос? Очевидно, только летописи. Так вот, ока­ зывается, что даже в самом древнем из новгородских летописных сводов под 1032 годом уже есть упоминание о походе ло Студеному морю от устья Северной Двины к Железным Воротам." Возглавлялось это плавание н.овгородским посадником Уле- бом. Железными Воротами в те времена назывался новоземельский пролив, кото­ рый в наши дни именуется Карскими Воро­ тами. Вот в какую даль времен и расстояний уходит история плавания русских в Ледо­ витом океане! Они плавали на Новую Зем ­ лю за морским зверем и костью, а позже и за сибирскими соболями в низовья Оби. Но для того, чтобы попасть на Обь от Ж е­ лезных Ворот, необходимо было пересечь Карское море. Неужели и это было по силам древним русским мореходам? Ведь карские льды и поныне делают этот бассейн одним из труднопроходимых участков Северного морского пути. Но, похоже все-таки, рус­ ские поморы плавали через Карское море. Во всяком случае, более поздние подтверж­ дения тому существуют. Основной же путь, так называемый «Мангазейский ход», кото­ рым пользовались новгородцы, а позднее и устюжане для достижения низовий Оби и Енисея, пролегал вдоль побережья мате­ рика, мимо печорского устья, через Югор­ ский шар до реки Кары, и далее, минуя ле­ дяное Карское море, системой ямальских речушек приводил в Обскую, а затем и в Тазовскую губу, в самый центр Мангазей- ской земли. Этим ходом пользовались несколько столетий. В 1619 году, однако, он был за ­ прещен Московсюим правительством, так как создалась угроза захвата его англича­ нами, давно уже проявлявшими усиленный интерес к русским побережьям Ледовитого океана. Однако, несмотря на запрет, поморы продолжали пользоваться отдельными звеньями этого пути. А с начала 70-х годов прошлого века возобновились и сквозные плавания. Возобновление было вызвано развиваю­ щейся экономикой Сибири, в особенности развитием местного земледелия. Но не один только хлеб составлял богатство Сибири. Она производила много масла, мяса, сала, кож. Она была сказочно богата лесом, раз­ личными минералами. Здесь по-прежнему много добывалось пушнины и . красной рыбы. ' Однако доставка из Сибири всех этих грузов за Урал была сопряжена с целым рядом подчас непреодолимых трудностей из-за почти полного бездорожья края. Бес­ конечно длинный, плохо налаженный гу­ жевой тракт не мог обеспечить потребно­ стей огромной страны в грузовых пере­ возках. Местные купцы и промышленники лихо­ радочно искали выхода из создавшегося по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2