Сибирские огни, 1984, № 3
России в новых, сибирских условиях, в со хранении ■и закреплении здесь черт харак тера северной ветви русской народности, ее обычаев и нравов. Характер же этот сложился не сам по себе, а в силу специфических условий жиз ни Придвинского края. Дело в том, что Рос сия в те далекие времена не имела иных вы ходов к М'Орям, кроме как к Белому и Б а ренцеву. Великий Устюг и другие северные города, таким образом, волею судеб ока зались в центре этого оживленного пути. Местные жители рождались, росли и му жали в атмосфере бесконечных передвиже ний, а потому многие из них сами станови лись, искусными навигаторами. Они ходили по Сухоне до Вологды, по Вычегде до пе чорского водораздела и по самой Печоре до Карского моря, а по Двине до Белого моря, через которое добирались до Барен цева, а оттуда до Новой Земли и Шпиц бергена; поднимаясь же вверх по рекам Югу и Лузе, достигали Волги и Каспия. Все эти плавания требовали большого на пряжения сил, мужества, отваги, способст вовали выработке характера, не боящегося пространства. Неудивительно, что как только в конце XVI века началось хозяйственное освоение Сибири, первыми за Урал устремились бы валые устюжане, тотемцы, пинежане, кар- гопольцы, мезенцы и сольвычегодцы — на род многоопытный, сноровистый, смелый, для которого, как говорится, и сто верст— не околица. О таких людях хорошо сказал писатель- декабрист Александр Алёксандровьич Бе- стужев-Марлцнский: «Когда подумаешь, что русский мужичок-промышленник, мореход, на какой-нибудь щепке, на шитике, на кар басе, в кожаной байдаре, без компаса, без карт, с ломтем хлеба в кармане, плавал, хаживал на Грумант, в Камчатку из Охот ска, в Америку из Камчатки, так сердце смеется, а по коже мурашки бегают. Около света опоясать? Копейка! Послушайте, как они говорят про свои странствия, про ко торые бы французы и англичане и в пес нях не напелись и в колокола не назвони лись, и вы убедитесь, что и труды и опас ности для него игрушка... куда ни поска чет — дорога, где ни обернется — простор». Вот такие..то люди и были первыми из тех, кто начинал хозяйственное освоение Сибири. От них-то и ведет свою родослов ную сибирский характер. Морские ворота Сибири Начинать разговор о путях сообщения в Сибири надо с тех троп, пользуясь кото рыми проникали за Урал отважные новго родцы. А шли они через Русское Поморье, северным краем, вдоль Мезени, Вычегды, Печоры и их притоков, затем Северным Уралом поперек горного хребта и далее по Сосьве, Оби, Тазовской губе и Тазу. И хотя время не сохранило никаких ви димых следов существования этого пути, одно можно сказать со всей определен ностью: он был не из легких. Другим древним путем в Сибирь служи ло Студеное море. И это не случайно. З а мечательный русский флотоводец' Степан Осипович Макаров сказал однажды: «Если еравнить Россию со зданием, нельзя не признать, что фасад его выходит на Север ный Ледовитый океан». Всякий, кто вни мательно посмотрит на географическую карту, легко с этим согласится. Когда русские начали плавать по Ледови тому океану? Кто ответит на этот вопрос? Очевидно, только летописи. Так вот, ока зывается, что даже в самом древнем из новгородских летописных сводов под 1032 годом уже есть упоминание о походе ло Студеному морю от устья Северной Двины к Железным Воротам." Возглавлялось это плавание н.овгородским посадником Уле- бом. Железными Воротами в те времена назывался новоземельский пролив, кото рый в наши дни именуется Карскими Воро тами. Вот в какую даль времен и расстояний уходит история плавания русских в Ледо витом океане! Они плавали на Новую Зем лю за морским зверем и костью, а позже и за сибирскими соболями в низовья Оби. Но для того, чтобы попасть на Обь от Ж е лезных Ворот, необходимо было пересечь Карское море. Неужели и это было по силам древним русским мореходам? Ведь карские льды и поныне делают этот бассейн одним из труднопроходимых участков Северного морского пути. Но, похоже все-таки, рус ские поморы плавали через Карское море. Во всяком случае, более поздние подтверж дения тому существуют. Основной же путь, так называемый «Мангазейский ход», кото рым пользовались новгородцы, а позднее и устюжане для достижения низовий Оби и Енисея, пролегал вдоль побережья мате рика, мимо печорского устья, через Югор ский шар до реки Кары, и далее, минуя ле дяное Карское море, системой ямальских речушек приводил в Обскую, а затем и в Тазовскую губу, в самый центр Мангазей- ской земли. Этим ходом пользовались несколько столетий. В 1619 году, однако, он был за прещен Московсюим правительством, так как создалась угроза захвата его англича нами, давно уже проявлявшими усиленный интерес к русским побережьям Ледовитого океана. Однако, несмотря на запрет, поморы продолжали пользоваться отдельными звеньями этого пути. А с начала 70-х годов прошлого века возобновились и сквозные плавания. Возобновление было вызвано развиваю щейся экономикой Сибири, в особенности развитием местного земледелия. Но не один только хлеб составлял богатство Сибири. Она производила много масла, мяса, сала, кож. Она была сказочно богата лесом, раз личными минералами. Здесь по-прежнему много добывалось пушнины и . красной рыбы. ' Однако доставка из Сибири всех этих грузов за Урал была сопряжена с целым рядом подчас непреодолимых трудностей из-за почти полного бездорожья края. Бес конечно длинный, плохо налаженный гу жевой тракт не мог обеспечить потребно стей огромной страны в грузовых пере возках. Местные купцы и промышленники лихо радочно искали выхода из создавшегося по-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2