Сибирские огни, 1984, № 3
тельно говорить о Словцеве можно было не после 1828 года, когда вышли его «Письма из Сибири», а вероятнее всего, в 1838 году, когда появилась его первая часть «Исторического обозрения Сибири». «Сибирский патриотизм» Словцева был подхвачен Александровым так же реши тельно, как несколько позднее сделали это на другом этапе исторического развития России Потанин я Ядр'инцев. И выражен этот патриотизм Александровым энергич но, убежденно и пламенно: «Друзья добра, друзья чести и славы нашей величавой девственницы! Прислу шайтесь к ее сердечным ощущениям, к ее таинственному шепоту, к быстрому__ ж ар кому биению ее пульса! Помогите ей про изнести роковое сл'ово «люблю». Понимае те, она, наша колоссальная Сибирь, созре ла для любви к мысли и глаголу и сама желает мыслить и говорить о самой себе!» Таков накал этой, по существу, трибун- ной речи. Неизвестно, была ли программа пред ставлена по инстанциям — генерал-губер натору, правительству, но совершенно оче видно, что с такой программой газета не могла быть .разрешена ‘. «Воздушный гарантас» написан иначе не только потому, что это «путевые впечатле ния», а не «программа»; спустя десятиле тия автор проникнут еще и другим, от нюдь не радужным настроением. «Я гру стил,— пишет здесь Александров.— Р аз мышления, и размышления серьезные, о предстояще'м мне путешествьии в темное за холустье Восточной Сибири, в отчизну якутов, тунгусов и камчедалов обдавало меня холодным потом. Я был одинок, мне сопутствовал человек, для которого на объеханном им белом свете не было уже ничего интересного или, справедливее ска зать, для которого все йиденное им было уже не больше и не меньше как трын- трава, кроме омулей, пекинского шелка и кровяной говядины; он бесчеловечный, хо лодный космополит, до того равнодушный и невнимательный ко всему, даже к буду щей судьбе человечества, что во время моего отсутствия изорвал на обертку куп ленных им рюм'ОК и стаканов приобретен^- ный мною с таким трудом драгоценный фолиант о путешествии посла Шарыгина к царю Алтыну и об ь;(ткрытии нового трак та по юго-восточной полосе Сибири вплоть до границ Китайской империи. Мне было грустно...» Здесь различен • не один стиль, что можно объяснить различием жанров, раз лично само содержание, различны направ- ’ Ссылка на республиканскую Америку была настойчивой' «Кто хочет видеть чудеса, как бы моментально созданные гением человека, тот дол жен побывать в Америке: последнее чудо ему представится в дебрях Канады; там он увидит меднолицего ирокеза, сидящего перед очагом прародительского шалаша своего с листком поли тической газеты. Образованный дикарь подаст руку любопытному путешественнику и после обычных приветствий спросит его* «Здоровая ли ваша старушка Европа? Что поделывают цари ваши? Скоро ли проложат воздушную дорогу с берегов Темзы на берега Ориноко? Сценка жи вая, будто непосредственно подсмотренная. А не побывал ли Александров в Канаде, он не раз писал, что плавал, «попирал стопою Восточный океан»> ленность я пафос. Убеж-ченность и насту- пательаость «программы» сменились скепсисом .и неудовлетворенностью. То автор говорят .о своем одиночестве, то набрасывает портрет равнодушного ко всему косм.ополита, а если пишет о человеке «с верным взглядом на предме- ты» (о ссыльном якутском уроженце), то тут же замечает, что «он был растревожен и д а же озлоблен, но чувство это скрывал как сердечную тайну», так как «в нынешнее время надобно говорить с большой осто рожностью». Склонность автора к едкому юмору, к реалистическому рисунку обна руживается в «Воздушном тарантасе» со всею очевьидностью. Сейчас нет возможности выстроить все, созданное Александровым, в хронологиче ской последовательности. Даты под про- изведениям.и проставляются приблизитель но возможные Это относится и к стихам. Его тетрадь, озаглавленная «Сибирская поэзия, 1828— 1852», до .сих пор полностью не известна. М.. Азадовский опубликовал ■из нее целиком не более десятка стихотво рений и частично, выборочно использовал (тоже не более как из десятка произведе ний) в своей статье. Однако М. Азадовский, а за ним И Ю. Постнов прослеживают эволюцию поэта от романтического вооприятия дей ствительности, от надежд на лучшее бу дущее к осв'обождению от иллюзий, к разочарованию я тоске. «|В лирике же его ^ появляются и начинают звучать все силь нее и сильнее ноты скорбного раздумья, скептицизма,- разочарования, отреченья от былой романтики, принимающей характер своеобразной мировой скорби, но в про- . винциальном масштабе» Ю. Постнов, во многом соглашаясь с М. Азадовоким, раз бирает творчество Александрова в разделе «От романтизма к реализму». Категоричен был Н. ЯдриАцев: «Он имел несчастье быть последователем школы Марлинского и, познаком.ившись с Бестужевым в Якутске, окончательно отдался его влия нию. Поэтому все его произведения стра дают вычурностью языка» Но понятие «школа Марлинского» конкретно, потому ^ требует основательной аргументация. \ Александров ведь еще и современник Жуковского и Пушкина, стихи которых он любил, читал и перечитывал, заучивал наизусть, как сообщено об этом в «Воз душном тарантасе». И Пушкин, как известно, пережил «романтический период», его «южными» поэмами в начале 20-х годов зачитывались многие, оообенно молодежь. Александров шел не за одним Марлинским, это было веяние временя. Другое дело, что он, как и многие тогда, не мог столь стремительно, как Пушкин, перейти к реализму, но он, несомненно, и в прозе и в стихах шел к реализму, об этом свидетельствуют и лирические стихи, как «Сибирская мелодия», «К Енисею», «Последняя весна», «Ангаре» и другие, не гов.оря уже о пьесе «Таежный карнавал» и о драматической поэме «Якут Манчары». «Элегия», написанная на смерть А. Бе- стужева-Марлинского* в 1837 году, конеч- ^ •м. А з а д о в с к и й , Указ. соч., с. 148—149. ' См. «Литературное наследство Сибири», т. к Новосибирск, 1980, с. 89—90.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2