Сибирские огни, 1984, № 3
Ты за печатью следи; ь Омске какой ураган!.. Вечная тема мартыновской поэзии И мо жет быть, последние его стихогворные стто ки о родном городе... Трудно назвать другой пример такого от ношения поэта к своей «малой р о дм е ! Сейчас собранные вместе его стихи и поэ^мы об Омске составили бы объемистый том настоящую стихотворную летопись города’ Ничего не обошел, ничего не забыл поэт из более чем двухсотлетней истории города Через всю жизнь, через сердце поэта протя^ нулась эта нить. Развитие омской темы в творчестве Л е онида Мартынова можно условно разделить на три периода. Р а н н и й -о н охватывает двадцатые годы. Предвоенный — время поэтическм-о исследования прошлого Сиби ри, Омска, создания исторических поэм Н а конец, с начала шестидесятых до последних дней жизни — когда Мартынов вновь вер нулся к рассказу об Омске. Между ними довольно четкие временные границы. Но не только. Их отличают различный подход к теме, смена жанров, иной уровень мае- терства, в первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска, для него это пока город вообще. Выдвинутые подбородки, Суковатые кулаки... Это было в рабочей слободке Над гранитным бортом реки. Сцапали фараона: — А ну-ка, сюда волоки! — Нынче не время оно Над гранитным бортом реки. И разговор короткий — Слова не говоря... Это было в рабочей слободке В пламени Октября. Трудно узнать в этих строчках Омск, го род еще прячется за невесть откуда взяв шимся «гранитным бортом реки». В то же время это едва ли не первые стихи о рево люционном Омске, свидетельство очевидца событий 30 ноября 1917 года, когда над бывшим губернаторским дворцом, ставшим Домом республики, взвилось красное зна мя Октября. Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах»— первом стихо творении Леонида Мартынова, опублико ванном в 1923 году «Сибирскими огнями». Н ад безымянным городом проплывают ска зочные корабли. Померк багряный свет заката. ГроМада туч росла вдали, Когда воздушные фрегаты Над самым городомлрошли. Сначала шли они, как будто Причудливые облака, Но вот поворотили круто — Вела их властная рука. Их паруса поникли в штиле, Не трепетали вымпела. — Друзья, откуда вы приплыли. Какая буря принесла? Как здесь не вспомнить стихи других поэтов, написанные после Октября и также воспринимавшие его как бурю, а Ленина, большевиков — капитанами корабля рево люции... Но у стихотворения семнадцати летнего поэта были и свои, чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воз душных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска, неожиданно став- в годы чуть ли не океан- ским портом: в устье Оми зимовали суда флотилии. Город ПОДНИМЭЛСЯ ИЗ океана-революции — это было легендой и это было явью. Не случайно спустя полвека Мартынов отдал название стихотворения книге воспоминаний об Омске, и фантасти ческие воздушные фрегаты стали поэтиче ским символом города. В начале двадцатых годов Мартыновым написано еще два стихотворения — «Ста рый Омск» и «Адмиральский час», имею щие, безусловно, «омскую прописку». Они не могли еще претендовать на глубокий анализ событий, но нельзя забывать, что автором их был восемнадцатилетний поэт, оам Мартынов позднее довольно скепти чески оценивал их достоинства и упорно не включал эти стихотворения ни в одну из своих книг. Тем не менее «Старый Омск»— первый опыт поэтического освоения прошлого горо да. Отсюда берет начало интерес Мартыно ва к истории Сибири, так многообразно проявившийся в тридцатые годы. В «Ста ром Омске» мы впервые оказываемся на Мокринском форштадте, о котором поэт еще не раз будет писать в своих стихах и поэмах: Над сетью улиц, низеньких и пыльных, Колоссом серым высится тюрьма. И стали в ряд курные избы ссыльных И гордые чиновничьи дома. Мечеть и месяц — герб Степного края — Украсил губернаторский дворец. Военщина бледнеет, обмирая. И за купцом является купец. «Адмиральский ч а о посвящен теме борь- бы с колчаковщиной. Здесь описрно Кулом- зинское восстание в Омске и расправа над героями 22 декабря 1918 года. и быстро стих неравный бой. Погибла горсть нетерпеливых. И егеря трубят отбой. У победителей кичливых. Банкеты, речи и вино. И дам, до ужасов охочих. Везет гусар в Куломзино Смотреть расстрелянных рабочих. Вполне удался молодому поэту и финал, и остается только сожалеть, что эти пре красные стихи не вошли в позднейшие кни ги Мартынова. Морозным утром город пуст. Свободно, не боясь засады. Под острый, звонкий снежный хруст Вступают красные отряды. Буржуй, из погреба вылазь! С запасом калачей и крынок, Большевиков слегка страшась, Идут молочницы на рынок. Обосновавшись у лотка, Кричит одна, что посмелее: — Эй, красный, выпей молока, Подн-кось, нет его в Расее! Столь подробный рассказ о ранних произ ведениях поэта не случаен. Отсюда, из двадцатых,— многие истоки мартыновской поэзии. Именно эти стихотворения дали ос нование Вивиану Итину в 1927 году сказать о Леониде Мартынове: «...все, стоящие близко к сибирской литературе, единоглас но признают его поэтическое первенство». Это говорилось о поэте, у которого не выш ло еще ни одной книги. Но поистине — все познается в сравне-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2