Сибирские огни, 1984, № 3

Ты за печатью следи; ь Омске какой ураган!.. Вечная тема мартыновской поэзии И мо­ жет быть, последние его стихогворные стто ки о родном городе... Трудно назвать другой пример такого от­ ношения поэта к своей «малой р о дм е ! Сейчас собранные вместе его стихи и поэ^мы об Омске составили бы объемистый том настоящую стихотворную летопись города’ Ничего не обошел, ничего не забыл поэт из более чем двухсотлетней истории города Через всю жизнь, через сердце поэта протя^ нулась эта нить. Развитие омской темы в творчестве Л е­ онида Мартынова можно условно разделить на три периода. Р а н н и й -о н охватывает двадцатые годы. Предвоенный — время поэтическм-о исследования прошлого Сиби­ ри, Омска, создания исторических поэм Н а­ конец, с начала шестидесятых до последних дней жизни — когда Мартынов вновь вер­ нулся к рассказу об Омске. Между ними довольно четкие временные границы. Но не только. Их отличают различный подход к теме, смена жанров, иной уровень мае- терства, в первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска, для него это пока город вообще. Выдвинутые подбородки, Суковатые кулаки... Это было в рабочей слободке Над гранитным бортом реки. Сцапали фараона: — А ну-ка, сюда волоки! — Нынче не время оно Над гранитным бортом реки. И разговор короткий — Слова не говоря... Это было в рабочей слободке В пламени Октября. Трудно узнать в этих строчках Омск, го­ род еще прячется за невесть откуда взяв­ шимся «гранитным бортом реки». В то же время это едва ли не первые стихи о рево­ люционном Омске, свидетельство очевидца событий 30 ноября 1917 года, когда над бывшим губернаторским дворцом, ставшим Домом республики, взвилось красное зна­ мя Октября. Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах»— первом стихо­ творении Леонида Мартынова, опублико­ ванном в 1923 году «Сибирскими огнями». Н ад безымянным городом проплывают ска­ зочные корабли. Померк багряный свет заката. ГроМада туч росла вдали, Когда воздушные фрегаты Над самым городомлрошли. Сначала шли они, как будто Причудливые облака, Но вот поворотили круто — Вела их властная рука. Их паруса поникли в штиле, Не трепетали вымпела. — Друзья, откуда вы приплыли. Какая буря принесла? Как здесь не вспомнить стихи других поэтов, написанные после Октября и также воспринимавшие его как бурю, а Ленина, большевиков — капитанами корабля рево­ люции... Но у стихотворения семнадцати­ летнего поэта были и свои, чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воз­ душных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска, неожиданно став- в годы чуть ли не океан- ским портом: в устье Оми зимовали суда флотилии. Город ПОДНИМЭЛСЯ ИЗ океана-революции — это было легендой и это было явью. Не случайно спустя полвека Мартынов отдал название стихотворения книге воспоминаний об Омске, и фантасти­ ческие воздушные фрегаты стали поэтиче­ ским символом города. В начале двадцатых годов Мартыновым написано еще два стихотворения — «Ста­ рый Омск» и «Адмиральский час», имею­ щие, безусловно, «омскую прописку». Они не могли еще претендовать на глубокий анализ событий, но нельзя забывать, что автором их был восемнадцатилетний поэт, оам Мартынов позднее довольно скепти­ чески оценивал их достоинства и упорно не включал эти стихотворения ни в одну из своих книг. Тем не менее «Старый Омск»— первый опыт поэтического освоения прошлого горо­ да. Отсюда берет начало интерес Мартыно­ ва к истории Сибири, так многообразно проявившийся в тридцатые годы. В «Ста­ ром Омске» мы впервые оказываемся на Мокринском форштадте, о котором поэт еще не раз будет писать в своих стихах и поэмах: Над сетью улиц, низеньких и пыльных, Колоссом серым высится тюрьма. И стали в ряд курные избы ссыльных И гордые чиновничьи дома. Мечеть и месяц — герб Степного края — Украсил губернаторский дворец. Военщина бледнеет, обмирая. И за купцом является купец. «Адмиральский ч а о посвящен теме борь- бы с колчаковщиной. Здесь описрно Кулом- зинское восстание в Омске и расправа над героями 22 декабря 1918 года. и быстро стих неравный бой. Погибла горсть нетерпеливых. И егеря трубят отбой. У победителей кичливых. Банкеты, речи и вино. И дам, до ужасов охочих. Везет гусар в Куломзино Смотреть расстрелянных рабочих. Вполне удался молодому поэту и финал, и остается только сожалеть, что эти пре­ красные стихи не вошли в позднейшие кни­ ги Мартынова. Морозным утром город пуст. Свободно, не боясь засады. Под острый, звонкий снежный хруст Вступают красные отряды. Буржуй, из погреба вылазь! С запасом калачей и крынок, Большевиков слегка страшась, Идут молочницы на рынок. Обосновавшись у лотка, Кричит одна, что посмелее: — Эй, красный, выпей молока, Подн-кось, нет его в Расее! Столь подробный рассказ о ранних произ­ ведениях поэта не случаен. Отсюда, из двадцатых,— многие истоки мартыновской поэзии. Именно эти стихотворения дали ос­ нование Вивиану Итину в 1927 году сказать о Леониде Мартынове: «...все, стоящие близко к сибирской литературе, единоглас­ но признают его поэтическое первенство». Это говорилось о поэте, у которого не выш­ ло еще ни одной книги. Но поистине — все познается в сравне-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2