Сибирские огни, 1984, № 3
знание и вошли в золотой фонд совет ской поэзии. Пишет ли Мартынов о 'прошлом или о современности, всегда в его произведе ниях присутствует движение истории еди ный могучий процесс, без вркрытия которо го Мартынов не может принимать и пони мать действительность; о человек. Следы твоей ноги Ясней всего во времени я вижу Как шел ты от Лютеции к Парижу К Улан-Батору от Урги... Говорит ли Мартынов о реальных собы тиях настоящего, о судьбе человека или группы людей, заглядывает ли он внутрь сознания, касается ли научного открытия или жизни поэта, художника, ученого, он всегда находит глубинные связи, уводящие в минувшее, а из минувшего — в современ ность и в будущее. Он всегда в движе нии — не в простом, а в многомерном, диалектическом. В этом одна из важней ших особенностей творческого лица Мар тынова. Ты Не почитай себя стоящим Только здесь вот. в сущем, В настоящем, А вообрази себя идущим По границе прошлого с грядущим... Еще В ранние годы поэт , почувствовал движение времени. Говоря о влиянии Мая ковского и Блока, он писал, что оба эти поэта Одарили его, еще мальчика, «пред чувствием надвигающихся событий, не преувеличу, сказав,— предчувствием близ кой Революции». Но еше большее значение, чем литературные воздействия, для моло дого Мартынова имели сами явления жиз ни. с которыми он сталкивался в Омске. Каждый большой или малый, но истинный художник порожден и воспитан в какой-то близкой, родной ему стране. Это не надо понимать прямолинейно; страна художни ка — это прежде всего ощущение движения времени, обусловленное конкретно-историче скими условиями его бытия, особенно в дет ские и юношеские годы. Процесс становле ния художника всегда сложен, подчинен множеству влияний и воздействий как ма териальных, так и духовных. Иногда гово рят: страна поэта — тот город, в котором он родился и вырос. Это так и не так. В Омске родились и выросли миллионы лю дей, немало и поэтов разных величин и да рований, но далеко не для всех Омск стал страной поэта. Глубоко понять конкретные основы рождения Мартынова как поэта, ос новы его творческого пути можно, лишь проследив его развитие в пределах родного города. Мартынову посчастливилось, если можно так сказать, родиться в Омске в начале ве ка, провести в нем детство, отрочество и юность в те годы, когда Омск стал подлин ным перекрестком громадных исторических событий, запомнить и понять эти события, ощутить и полностью принять рождение но вого мира. Одной из особенностей биографии Леони да Мартынова была его необыкновенная подвижность, начиная с детских лет и до зрелого возраста. «Я провел первые годы жизни в служебном вагоне отца и знал каждую водокачку между Челябинском, Омском и Каинском»,— писал Мартынов о своем Детстве. А едва выйдя из отрочества:, он начинает свои корреспондентские поеаа- ки по Сибири и Казахстану. Жили Мартыновы в Омске близ Казачье го базара, и мальчик видел там и казахов, и немцев-колонистов, и эстонцев с берегов Оми,_^ и татарских негоциантов, и представи телей других народов. Тут же. неподалеку, были костел, мечеть, синагога и православ ный собор, в котором «под сенью знамени Ермака» крестили младенца Мартынова, здание Кадетского корпуса, славного име нами Потанина, Чокана Валиханова и Ва лериана Куйбышева, длинное деревянное здание, которое до 30-х годов сохраняло у старожилов название «Гостиница для знат ных иностранцев», т. е. для степной знати — султанов и биев... Обо всем этом Мартынов впоследствии вспоминал в своих новеллах, вошедших в книгу «Воздушные фрегаты».' Началась мировая война. В Омск начали прибывать военнопленные — немцы, ав стрийцы, чехи, венгры, словаки... А после 1917 года Мартынов, уже вступивший в лю бознательный возраст отрочества, становит- ся^ свидетелем бурных исторических собы тии. Советская власть просуществовала в Омске недолго, сменилась жестокой контр революционной диктатурой. Омск становит ся столицей Колчака, в него стекаются представители слоев общества, сметенного революцией. В городе появляются интервен ты. Через железный мост на Оми, 1един- ственный в то время, маршируют японские пехотинцы, солдаты Уорда и Жанена. Го род становится подлинным перекрестком народов, интересов политических влияний. Омск кипит, полон слухами, в нем бесчин- ^ствуют анненковцы, в загородной роще без суда и следствия расстреливают и рубят шашками по малейшему подозрению... Но в городе уже действует подпольная боль шевистская организация, начинается восста ние. жестоко подавленное колчаковцами... И, наконец, Красная Армия выметает из города всю' накопившуюся в нем нечисть. Начинается новая жизнь. Мартынову идет пятнадцатый год, он не по летам начитан, памятлив, любознателен, он сразу же без оговорочно входит в новую жизнь, созрева ет в ней и как гражданин, и как поэт... Восемнадцати лет он пишет большое сти хотворение о конце колчаковщины в Ом ске ~ «Адмиральский час», стихотворение, в котором с ясностью и пониманием собы тий, удивительными для такого юного ума, рисует картину колчаковского Омска и при ход Красной Армии в освобожденный го род. Он начинает публиковать стихи, замет ки, очерки в омских и других сибирских г а зетах и журналах. Этот ранний период, творчества поэта — своеобразный гимн но вой жизни, которая пришла на просторы Зауралья с революцией... У Мартынова рано проявляется присталь ный интерес к истории. Его ум, память и талант получили в Омске необыкновенный заряд познаний. И по мере того как он взрослел, как креп его талант, он все боль ше и больше отходит от своих кратковре менных отроческих увлечений поэтическими новациями и с жадностью, с нетерпением погружается в жизнь. Он говорит потом, что новая жизнь открыла перед ним новые , дороги. «Колесил по стране, рылся в кни гах. работал. Писал в стихах и корреспон
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2