Сибирские огни, 1984, № 3

знание и вошли в золотой фонд совет­ ской поэзии. Пишет ли Мартынов о 'прошлом или о современности, всегда в его произведе­ ниях присутствует движение истории еди­ ный могучий процесс, без вркрытия которо­ го Мартынов не может принимать и пони­ мать действительность; о человек. Следы твоей ноги Ясней всего во времени я вижу Как шел ты от Лютеции к Парижу К Улан-Батору от Урги... Говорит ли Мартынов о реальных собы­ тиях настоящего, о судьбе человека или группы людей, заглядывает ли он внутрь сознания, касается ли научного открытия или жизни поэта, художника, ученого, он всегда находит глубинные связи, уводящие в минувшее, а из минувшего — в современ­ ность и в будущее. Он всегда в движе­ нии — не в простом, а в многомерном, диалектическом. В этом одна из важней­ ших особенностей творческого лица Мар­ тынова. Ты Не почитай себя стоящим Только здесь вот. в сущем, В настоящем, А вообрази себя идущим По границе прошлого с грядущим... Еще В ранние годы поэт , почувствовал движение времени. Говоря о влиянии Мая­ ковского и Блока, он писал, что оба эти поэта Одарили его, еще мальчика, «пред­ чувствием надвигающихся событий, не преувеличу, сказав,— предчувствием близ­ кой Революции». Но еше большее значение, чем литературные воздействия, для моло­ дого Мартынова имели сами явления жиз­ ни. с которыми он сталкивался в Омске. Каждый большой или малый, но истинный художник порожден и воспитан в какой-то близкой, родной ему стране. Это не надо понимать прямолинейно; страна художни­ ка — это прежде всего ощущение движения времени, обусловленное конкретно-историче­ скими условиями его бытия, особенно в дет­ ские и юношеские годы. Процесс становле­ ния художника всегда сложен, подчинен множеству влияний и воздействий как ма­ териальных, так и духовных. Иногда гово­ рят: страна поэта — тот город, в котором он родился и вырос. Это так и не так. В Омске родились и выросли миллионы лю­ дей, немало и поэтов разных величин и да­ рований, но далеко не для всех Омск стал страной поэта. Глубоко понять конкретные основы рождения Мартынова как поэта, ос­ новы его творческого пути можно, лишь проследив его развитие в пределах родного города. Мартынову посчастливилось, если можно так сказать, родиться в Омске в начале ве­ ка, провести в нем детство, отрочество и юность в те годы, когда Омск стал подлин­ ным перекрестком громадных исторических событий, запомнить и понять эти события, ощутить и полностью принять рождение но­ вого мира. Одной из особенностей биографии Леони­ да Мартынова была его необыкновенная подвижность, начиная с детских лет и до зрелого возраста. «Я провел первые годы жизни в служебном вагоне отца и знал каждую водокачку между Челябинском, Омском и Каинском»,— писал Мартынов о своем Детстве. А едва выйдя из отрочества:, он начинает свои корреспондентские поеаа- ки по Сибири и Казахстану. Жили Мартыновы в Омске близ Казачье­ го базара, и мальчик видел там и казахов, и немцев-колонистов, и эстонцев с берегов Оми,_^ и татарских негоциантов, и представи­ телей других народов. Тут же. неподалеку, были костел, мечеть, синагога и православ­ ный собор, в котором «под сенью знамени Ермака» крестили младенца Мартынова, здание Кадетского корпуса, славного име­ нами Потанина, Чокана Валиханова и Ва­ лериана Куйбышева, длинное деревянное здание, которое до 30-х годов сохраняло у старожилов название «Гостиница для знат­ ных иностранцев», т. е. для степной знати — султанов и биев... Обо всем этом Мартынов впоследствии вспоминал в своих новеллах, вошедших в книгу «Воздушные фрегаты».' Началась мировая война. В Омск начали прибывать военнопленные — немцы, ав­ стрийцы, чехи, венгры, словаки... А после 1917 года Мартынов, уже вступивший в лю­ бознательный возраст отрочества, становит- ся^ свидетелем бурных исторических собы­ тии. Советская власть просуществовала в Омске недолго, сменилась жестокой контр­ революционной диктатурой. Омск становит­ ся столицей Колчака, в него стекаются представители слоев общества, сметенного революцией. В городе появляются интервен­ ты. Через железный мост на Оми, 1един- ственный в то время, маршируют японские пехотинцы, солдаты Уорда и Жанена. Го­ род становится подлинным перекрестком народов, интересов политических влияний. Омск кипит, полон слухами, в нем бесчин- ^ствуют анненковцы, в загородной роще без суда и следствия расстреливают и рубят шашками по малейшему подозрению... Но в городе уже действует подпольная боль­ шевистская организация, начинается восста­ ние. жестоко подавленное колчаковцами... И, наконец, Красная Армия выметает из города всю' накопившуюся в нем нечисть. Начинается новая жизнь. Мартынову идет пятнадцатый год, он не по летам начитан, памятлив, любознателен, он сразу же без­ оговорочно входит в новую жизнь, созрева­ ет в ней и как гражданин, и как поэт... Восемнадцати лет он пишет большое сти­ хотворение о конце колчаковщины в Ом­ ске ~ «Адмиральский час», стихотворение, в котором с ясностью и пониманием собы­ тий, удивительными для такого юного ума, рисует картину колчаковского Омска и при­ ход Красной Армии в освобожденный го­ род. Он начинает публиковать стихи, замет­ ки, очерки в омских и других сибирских г а ­ зетах и журналах. Этот ранний период, творчества поэта — своеобразный гимн но­ вой жизни, которая пришла на просторы Зауралья с революцией... У Мартынова рано проявляется присталь­ ный интерес к истории. Его ум, память и талант получили в Омске необыкновенный заряд познаний. И по мере того как он взрослел, как креп его талант, он все боль­ ше и больше отходит от своих кратковре­ менных отроческих увлечений поэтическими новациями и с жадностью, с нетерпением погружается в жизнь. Он говорит потом, что новая жизнь открыла перед ним новые , дороги. «Колесил по стране, рылся в кни­ гах. работал. Писал в стихах и корреспон

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2