Сибирские огни, 1984, № 3
детских и юношеских лет, проведенных в Омске, нельзя правильно уяснить его творческий генезис. За очень короткое время Мартыновым 6.ЫЛ0 создано целое «созвездие» поэм. В 1937 году журнал «Сибирские огни» пе чатает «Правдивую историю об Увенькае, воспитаннике школы толмачей в городе Омске». Затем одна за другой Появляются в печати «Сказки о Василии Тюменце», «Волшебные сады». «Домотканая Вене ра», «Искатель рая*. «Тобольский летопи сец», «Поэзия как волшебство^, «Встреча» В эти же годы завершены поэмы «Рассказ про мастерство», «Поэма о русском инже нере», «Исповедь Элтона». В 1940 году выходят два сборника Мартынова — в Омске и в Москве, в которые вошли две надцать его поэм. Поэмы Мартынова были встречены кри тикой доброжелательно. К. Симонов писал, что «и писатели и читатели устали от скольжения по верхам, от однообразного повторения одних и тех же исторических имен. Именно потому так особенно инте ресны исторические поэмы Леонида Мар тынова, написанные принципиально -иначе, чем большинство из того, что мы читали за последние годы». Это был голос чест ного художника, который сам писал поэмы на исторические сюжеты, признавшего пре восходство своего товариша по перу. К. Симонов и помог Мартынову выпустить том поэм в Москве. В нашу задачу не входит оценка и ана лиз поэтического мастерства, сюжетного построения, своеобразия языка поэм Мар тынова, сравнительная оценка их до стоинств. Об этом уже писалось — и не однократно. Речь пойдет о другом, а именно о поэмах Мартынова как важном этапе в его творческом пути, этапе, явив шемся рубежом его писательской биогра фии, после которого Мартынов устремился к новым высотам поэтического мастерства. Можно удивляться тому необыкновен ному духовному и умственному напряже нию в котором жил Мартынов во второй половине 30-х годов в Омске. Мне посчаст ливилось в эти годы ежедневно общаться с Мартыновым, находиться с ним в близ ких отношениях, быть свидетелем его поэтической работы и участия в общест венной жизни. Поэмы, написанные Марты новым в эти годы, не просто поэтические иллюстрации к определенным историческим событиям. Они прежде всего пронизаны духом современности, тревогой поэта за судьбы страны и мира, идеалами борьбы за добро против зла, чувством высокого патриотизма. Мартынов ведет в эти годы активную общественную жизнь. Он часто выступает в омских изданиях, участвует во многих литературных встречах, ведет большую ор ганизационную работу по ^ подготовке и проведению первой Омской областной конференции писателей и журналистов, выступает на ней с докладом о поэзии, выпускает первую свою поэтическую книгу «Стихи и поэмы», заканчивает книгу «Кре пость на Оми» о судьбах Омска, начинает «Повесть о Тобольском воеводстве». Много работает Мартынов и с молодыми литера торами — Георгием Суворовым, Александ ром Подстаницким и другими, ведет ли тературную консультацию' в газетах и омском издательстве. Вместе со старым большевиком П . А. Россом ахияым он тру дится над книгой о становлении Советской власти на Уральском Севере. В составе делегации писателей Омска и Украины он выезжИет в Тобольск и участвует там в проведении юбилеев поэта Павла Гра- | бовского и автора «Конька-горбунка» Петра Ершова. Насыщенная общественная и' литературная деятельность Мартынова в эти годы сослужила ему большую' поль зу в работе над поэмами. В исторических поэмах Мартынова, на писанных во второй половине 30-х годов, нет ухода от действительности в прошлое. Прав Еф. Беленький, говоря, что «обраще ние к исторической теме никогда не было для Мартынова средством уклонения от современности... Для него художественное творчество, посвященное минувшему, устремлено в современность». К этому, вполне справедливому, суждению я добав лю; устремлено не только в современность, но и в будущее. Читая сейчас его поэмы, написанные в Омске, ощущаешь в них не только живое дыхание того времени, тех сложных и трудных предвоенных лет, но и предвидение автором будущего, глу бокую веру в силу народа, в победу добра над злом. На строгом историческом мате риале, никем еще не использованном в ли тературе, Мартынов создал произведения, не потерявшие своей поэтической силы и сейчас, спустя почти цолвека. Об этом можно сказать словами самого Мартынова: Он не возвратится. Вчерашний день. Но и в ничто не превратится • Вчерашний день. Чтоб никогда мы не забыли. Каким огнем Горели дни, когда мы жили Грядущим днем. Герои поэм Мартынова находятся ' на перекрестке исторических путей, на до рогах, ведущих из прошлого в будущее, в нашу современность и дальше. И это не вульгарное понимание истории, нет, Мартынов в большинстве своих поэм берет конкретные исторические события под уг лом их реального развития, показывает в них исторически достоверно людей, их ^ действия, поступки, думы, видит прошлое с высоты современности и завтрашнего дня, что придает особую глубину и жизнен ность его лучшим поэмам. Понимание временных связей ощуща лось и в более раннем творчестве Марты нова, в его стихах и поэмах, написанных еще в 20-е годы. Но только после того, как он в первой половине 30-х годов по бывал на севере России, Мартынов, как он пишет сам, «особенно ощутил эту взаимосвязь прошлого, настоящего и бу дущего». Им овладело чувство истории, оформилось и укрепилось ощущение непре рывности связей частных событий с об щим ходом истории, глубокое понимание причинной обусловленности исторических явлений. Мартынову нужно было пройти этап создания поэм на исторические темы, чтобы затем стать тем Мартыновым-поэ- том, который впервые появился перед чи- * тателем в сборнике «Эрцинскнй лес», из данном в Омске в 1946 году. В этом сбор нике впервые напечатан».! произведения, которые получили затем всенародное при-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2