Сибирские огни, 1984, № 3

детских и юношеских лет, проведенных в Омске, нельзя правильно уяснить его творческий генезис. За очень короткое время Мартыновым 6.ЫЛ0 создано целое «созвездие» поэм. В 1937 году журнал «Сибирские огни» пе­ чатает «Правдивую историю об Увенькае, воспитаннике школы толмачей в городе Омске». Затем одна за другой Появляются в печати «Сказки о Василии Тюменце», «Волшебные сады». «Домотканая Вене­ ра», «Искатель рая*. «Тобольский летопи­ сец», «Поэзия как волшебство^, «Встреча» В эти же годы завершены поэмы «Рассказ про мастерство», «Поэма о русском инже­ нере», «Исповедь Элтона». В 1940 году выходят два сборника Мартынова — в Омске и в Москве, в которые вошли две­ надцать его поэм. Поэмы Мартынова были встречены кри­ тикой доброжелательно. К. Симонов писал, что «и писатели и читатели устали от скольжения по верхам, от однообразного повторения одних и тех же исторических имен. Именно потому так особенно инте­ ресны исторические поэмы Леонида Мар­ тынова, написанные принципиально -иначе, чем большинство из того, что мы читали за последние годы». Это был голос чест­ ного художника, который сам писал поэмы на исторические сюжеты, признавшего пре­ восходство своего товариша по перу. К. Симонов и помог Мартынову выпустить том поэм в Москве. В нашу задачу не входит оценка и ана­ лиз поэтического мастерства, сюжетного построения, своеобразия языка поэм Мар­ тынова, сравнительная оценка их до­ стоинств. Об этом уже писалось — и не­ однократно. Речь пойдет о другом, а именно о поэмах Мартынова как важном этапе в его творческом пути, этапе, явив­ шемся рубежом его писательской биогра­ фии, после которого Мартынов устремился к новым высотам поэтического мастерства. Можно удивляться тому необыкновен­ ному духовному и умственному напряже­ нию в котором жил Мартынов во второй половине 30-х годов в Омске. Мне посчаст­ ливилось в эти годы ежедневно общаться с Мартыновым, находиться с ним в близ­ ких отношениях, быть свидетелем его поэтической работы и участия в общест­ венной жизни. Поэмы, написанные Марты­ новым в эти годы, не просто поэтические иллюстрации к определенным историческим событиям. Они прежде всего пронизаны духом современности, тревогой поэта за судьбы страны и мира, идеалами борьбы за добро против зла, чувством высокого патриотизма. Мартынов ведет в эти годы активную общественную жизнь. Он часто выступает в омских изданиях, участвует во многих литературных встречах, ведет большую ор­ ганизационную работу по ^ подготовке и проведению первой Омской областной конференции писателей и журналистов, выступает на ней с докладом о поэзии, выпускает первую свою поэтическую книгу «Стихи и поэмы», заканчивает книгу «Кре­ пость на Оми» о судьбах Омска, начинает «Повесть о Тобольском воеводстве». Много работает Мартынов и с молодыми литера­ торами — Георгием Суворовым, Александ­ ром Подстаницким и другими, ведет ли­ тературную консультацию' в газетах и омском издательстве. Вместе со старым большевиком П . А. Россом ахияым он тру­ дится над книгой о становлении Советской власти на Уральском Севере. В составе делегации писателей Омска и Украины он выезжИет в Тобольск и участвует там в проведении юбилеев поэта Павла Гра- | бовского и автора «Конька-горбунка» Петра Ершова. Насыщенная общественная и' литературная деятельность Мартынова в эти годы сослужила ему большую' поль­ зу в работе над поэмами. В исторических поэмах Мартынова, на­ писанных во второй половине 30-х годов, нет ухода от действительности в прошлое. Прав Еф. Беленький, говоря, что «обраще­ ние к исторической теме никогда не было для Мартынова средством уклонения от современности... Для него художественное творчество, посвященное минувшему, устремлено в современность». К этому, вполне справедливому, суждению я добав­ лю; устремлено не только в современность, но и в будущее. Читая сейчас его поэмы, написанные в Омске, ощущаешь в них не только живое дыхание того времени, тех сложных и трудных предвоенных лет, но и предвидение автором будущего, глу­ бокую веру в силу народа, в победу добра над злом. На строгом историческом мате­ риале, никем еще не использованном в ли­ тературе, Мартынов создал произведения, не потерявшие своей поэтической силы и сейчас, спустя почти цолвека. Об этом можно сказать словами самого Мартынова: Он не возвратится. Вчерашний день. Но и в ничто не превратится • Вчерашний день. Чтоб никогда мы не забыли. Каким огнем Горели дни, когда мы жили Грядущим днем. Герои поэм Мартынова находятся ' на перекрестке исторических путей, на до­ рогах, ведущих из прошлого в будущее, в нашу современность и дальше. И это не вульгарное понимание истории, нет, Мартынов в большинстве своих поэм берет конкретные исторические события под уг­ лом их реального развития, показывает в них исторически достоверно людей, их ^ действия, поступки, думы, видит прошлое с высоты современности и завтрашнего дня, что придает особую глубину и жизнен­ ность его лучшим поэмам. Понимание временных связей ощуща­ лось и в более раннем творчестве Марты­ нова, в его стихах и поэмах, написанных еще в 20-е годы. Но только после того, как он в первой половине 30-х годов по­ бывал на севере России, Мартынов, как он пишет сам, «особенно ощутил эту взаимосвязь прошлого, настоящего и бу­ дущего». Им овладело чувство истории, оформилось и укрепилось ощущение непре­ рывности связей частных событий с об­ щим ходом истории, глубокое понимание причинной обусловленности исторических явлений. Мартынову нужно было пройти этап создания поэм на исторические темы, чтобы затем стать тем Мартыновым-поэ- том, который впервые появился перед чи- * тателем в сборнике «Эрцинскнй лес», из­ данном в Омске в 1946 году. В этом сбор­ нике впервые напечатан».! произведения, которые получили затем всенародное при-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2